Создатели самолетов фирмы «Туполев» отмечают важный юбилей. Исполняется 40 лет со дня первого полета Ту-144 — первого в мире российского сверхзвукового пассажирского самолета.

«В 50-е годы ХХ века в мире появляются опытные, а затем и серийные сверхзвуковые тяжелые самолеты военного назначения. Практически сразу на их базе ведущие мировые авиационные фирмы стали подготавливать проекты сверхзвуковых пассажирских самолетов /СПС/ различных аэродинамических и компоновочных схем, — пояснили директор по общим вопросам фирмы «Туполев» Александр Затучный и пресс-секретарь Владимир Ригмант .- Но авиационные специалисты, как в СССР, так и на Западе пришли к твердому убеждению, что эффективный СПС необходимо было проектировать как принципиально новый тип летательного аппарата. Для этого нужно было решить ряд научно-технических проблем, с которыми наша ни дозвуковая пассажирская , ни военная сверхзвуковая авиация еще не сталкивались».

Официальным основанием для начала работ по отечественному СПС стало постановление правительства страны от 16 июля 1963 года. Через 5 лет опытный образец Ту-144 был построен.

О сложности решения возникших проблем свидетельствует тот факт, что англичане вынуждены были объединиться с французами при создании СПС, а американцы вели лишь глубокие исследования.

А наша страна, как свидетельствует стенограмма выступления Андрея Туполева на общем собрании Отделения механики и процессов управления Академии наук СССР в марте 1968 года, «приступила к созданию СПС на три года позже французов». И тем не менее, 31 декабря 1968 года опытный образец Ту-144 впервые поднялся в воздух. Первый англо-французский «Конкорд» уйдет в полет только 2 марта 1969 года.

Первый полет Ту-144 стал событием мирового значения. Машина продолжала совершенствоваться. Серийный Ту-144 с двигателями НК-144А, построенный в Воронеже, впервые поднялся в воздух 20 сентября 1972 года.

ИТАР-ТАСС ссылка на статью

***