Американский Белый дом согласовал с демократической и республиканской партиями план помощи автогигантам, в настоящий момент находящимися в критической ситуации.

Пакет федеральной помощи составит 15 млрд долл, что сильно разочарует «большую дейтройтскую тройку» — GM, Ford и Chrysler просили в 34 млрд долл. Финансовые власти США считают, что этих средств должно хватить до марта 2009 года.

И сегодня американский Конгресс должен принять решение, которое в прямом смысле решает судьбу автогигантов Америки.

Ранее в ноябре, с целью убедить Конгресс выделить нужную сумму General Motors Corp и Chrysler LLC заявили, что если необходимо, то они объединятся. Глава General Motors Рик Вагонер сообщил, что компании буквально нечем оплатить текущие счета, а в нынешнем месяце срочно нужно 4 млрд долл и еще 4 млрд долл в декабре.

Тем не менее, Вашингтон долго сомневался, да и ситуация не слишком располагала к принятию немедленного решения – полномочия Джорджа Буша истекают, а избранный президент Барак Обама еще не приступил к исполнению своих обязанностей.

Американцы устраивают митинги, требуя, чтобы конгресс помог Большой тройке, — ведь банкротство автогигантов грозит неприятностями трём миллионам человек.

Тем не менее, затягивать с принятием решения было нельзя – в результате сложностей в автомобильной отрасли работу может потерять огромное количество людей. Данные с американского рынка труда говорят о том, что ситуация тяжелая. Число занятых в экономике США без учета сельскохозяйственного сектора сократилось в ноябре 2008 г на 533 тыс человек по сравнению с пересмотренным в большую сторону сокращением на 320 тыс человек месяцем ранее. Оставить автопром без поддержки — значит усугубить имеющиеся проблемы.

За расходом выделенных средств будет осуществлять контроль специально созданная экспертная группа. По мнению аналитиков, выделение 14 млрд долл — промежуточное решение. И как только Б.Обама приступит к исполнению президентских обязанностей, велика вероятность, что вопрос о помощи «дейтройсткой тройке» возникнет вновь. По оценке эксперта рейтингового агентства Moody’s, спасение трех автогигантов может в конечном счете потянуть на 125 млрд долл.

Добиваясь выделения средств, главы автоконцернов не столько «каялись в содеянном», сколько ссылались на сложную экономическую ситуацию. Американский автопром долгое время игнорировал рынок экономичных средств передвижения, делая ставку на дорогие большие автомобили. Таким образом, рынок бюджетных авто упущен Детройтом — автоконцерны полностью проиграли конкурентную борьбу японским производителям. А в эпоху экономического кризиса очевидно, что именно этот класс автомобилей пользуется популярностью.

Белый дом, между тем, заявляет, что автопром получит правительственный кредит только в том случае, если сможет его выплатить в будущем. Об этом заявила пресс-секретарь Белого дома Дана Перино. «Автопроизводителям не следует обращаться за финансовой помощью к налогоплательщикам, если не будет твердой уверенности, что эти средства будут возвращены в бюджет в будущем», — сказала Д.Перино.

Она также отметила, что, если будет принято решение о выделении кредита, то он должен быть предоставлен автопроизводителям из уже одобренного Конгрессом в сентябре пакета помощи в размере 25 млрд долл. Этот пакет- «немой укор» для концернов. Ведь на эти средства ранее планировалось провести модернизацию сборочных предприятий для выпуска топливосберегающих автомобилей.

Как сообщил также заместитель Д.Перино Тони Фратто, переговоры между представителями администрации Буша и лидерами Демократической партии, контролирующей Конгресс, продолжатся на этих выходных. «Мы уже провели конструктивное обсуждение /этого вопроса/, но о результате пока объявлять преждевременно», — сказал он.

Концерн Ford, в свою очередь, решил не ограничиваться правительственными возможностями и подумывает о продаже шведского бренда Volvo Cars. Теперь среди возможных покупателей мелькают и россияне. В числе потенциальных желающих были германский BMW, китайский производитель SAIC Motor Corporation, корейская компания Hyundai, индийский концерн Tata Motors Ltd.

«В принципе, для российских автопроизводителей покупка Volvo имела бы смысл, считает директор департамента слияний и поглощений НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Розов. — Дело в том, что этот бренд очень популярен в России. Однако, не очень понятно, кто из отечественных производителей сейчас будет готов выложить немалую сумму – 6 млрд долл за бренд Volvo». Стоит учитывать ,что приобретение Volvo означает дальнейшее тесное сотрудничество с Ford /почти все модели Volvo используют платформу Ford/. Правда, непонятно, откуда взять деньги на покупку бренда?

Плохи дела и у «дочек» автогигантов — канадские автосборочные предприятия — дочерние фирмы Ford, Chrysler и GM — направили федеральному правительству и властям провинции Онтарио запрос о финансовой помощи в размере около 6 млрд долл. Эти средства должны быть использованы на реструктуризацию производства в условиях глобального кризиса.

General Motors of Canada просил предоставить немедленно 800 млн долл в качестве возвращаемого кредита, а свои потребности в финансовой помощи оценивает в 2,4 млрд долл. Представители Chrysler Canada также заявили, что нуждаются в кредите, однако не назвали точной суммы, хотя предполагается, что запрошенная сумма будет в пределах 1,6 млрд долл. Ford of Canada запросил 2 млрд долл, которые, по словам представителей компании, «будут использованы в случае необходимости».

Федеральные власти и власти провинции Онтарио намерены назначить специального советника с широкими полномочиями, имеющего опыт работы в этой отрасли, чтобы оценить, насколько бедственно положение компаний.

General Motors of Canada также добивается уступок от крупнейшего в Канаде профсоюза рабочих автомобилестроительной промышленности. Компания не изложила профсоюзу конкретных требований, но вероятно, речь может идти о снижении почасовых расходов на рабочую силу, а также об отказе рабочих от части оплачиваемого отпуска.

Судя по всему, судьба американского автопрома – в руках нового президента. Ведь именно от его политики зависит получение новых порций государственной помощи автомобильных концернов.

В случае полного краха автомобильной промышленности США огромное число людей пополнит армию безработных, а «это неприемлемо», заявил будущий глава государства. Вместе с тем он назвал «совершенно правильным» то, что конгресс США отказал две недели назад корпорации GM в предоставлении ссуды при отсутствии у нее внятного плана вывода компании из кризиса. «Члены конгресса были абсолютно правы», — сказал Б.Обама.

Он подчеркнул, что американские автопроизводители могут рассчитывать на помощь государства только в том случае, если сами сделают все от них зависящее для выхода из кризиса.

ПРАЙМ-ТАСС ссылка на статью

*