Премьер-министра Фрадкова можно поздравить: его кабинет принял первое популярное решение, причем не в смысле его популизма, а в ракурсе здравого смысла. В обозримой перспективе пошлины на ввозимые в Россию новые иномарки будут снижены с убийственных 35 до приемлемых 20 процентов, а на комплектующие под «отверточную» сборку — и вовсе на порядок, до символических трех.

Официальная версия — уступка Евросоюзу при переговорах по вступлению в ВТО. На деле же, скорее всего, новый кабинет просто старается исправить, мягко говоря, ошибки правительства прежнего, преднамеренность которых едва ли может быть продиктована чем-то иным, кроме как интересами кошельков лоббистов. Непонятно, правда, одно: кто должен нести ответственность за то, что в течение почти двух лет население — то есть мы с вами — фактически дотировало родной автопром?

      

       По решению «тройки»

       Борьбу за кошельки россиян представители отечественного автопрома начали еще в 2002 году. Начали круто — с непосредственного визита к Путину. Делегаты от трех ведущих производителей легковушек: АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа пожаловались президенту на то, что переизбыток на рынке дешевых подержанных иномарок заставляет «местных» балансировать на грани выживания. Путин пообещал разобраться. В результате в недрах Минпромнауки начал вызревать документ под названием «Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 года». Его очертания складывались на пересечении логики рынка и аппетитов лоббистов.

       Представительство у автолобби было внушительное: Горьковский автозавод принадлежит компании «Руспромавто» алюминиевого олигарха Олега Дерипаски, УАЗ входит в «Северстальавто», контролируемую Алексеем Мордашовым, да и Владимир Каданников из АвтоВАЗа, что называется, в рекомендациях не нуждается.

      

       Штрафбат лоббистов

       Тем не менее правительственные чиновники долго не могли определиться с тем, кому же придется заниматься столь щекотливой темой. В итоге идеологом нового российского протекционизма волей-неволей стал Илья Клебанов, занимавший тогда вице-премьерский пост. Его же Минпромнауки подготовило три варианта концепции — и все три были отправлены в корзину премьер-министром: Касьянов был радикальным противником непопулярной меры. Пришлось в очередной раз задействовать президентский ресурс.

       В начале июля 2002 года Путин гостил в Набережных Челнах, где на КамАЗе ему в очередной раз «спели сагу» о бедах российского автопрома. Президент отреагировал весьма бурно.

       В результате, неделю спустя, вернувшийся из отпуска Касьянов обнаружил на своем столе очередной вариант «Концепции». Не выдержав, премьер переписал его собственноручно. Итоговый вариант получился мягким: с 1 октября 2002 года под таможенный пресс попали только иномарки старше семи лет. Зато Илья Клебанов очень скоро расстался с вице-премьерским портфелем. Злые языки поговаривают, именно из-за лоббирования пошлин. Хотя несправедливо было бы винить во всем одного Клебанова: комиссия, готовившая пресловутую концепцию, была межведомственной. Кто в нее входил? Тайна велика сия есть. Поскольку над одной бумажкой у нас, как правило, трудятся сонмы чиновников, которые подписываться под своими произведениями не привыкли.

      

       Ширпотреб по цене эксклюзива

       После этой истории лед, что называется, тронулся. Некоторое время спустя, уже без прежней шумихи, были увеличены пошлины и на иномарки в возрасте от трех до семи лет. А потом 35-процентную наценку получили и новые авто.

       Казалось бы, вот теперь-то отечественные производители спокойно займутся разработкой конкурентоспособных автомобилей. Как бы не так: инновационные проекты были отложены в долгий ящик, а представители автолобби занялись производством ширпотреба, не забывая регулярно увеличивать его цену.

       Один только АвтоВАЗ в течение 2003 года поднимал отпускную цену на свою продукцию пять (!) раз. ГАЗ и УАЗ шокировали потребителей не так часто, зато по абсолютным показателям заметно обошли конкурента. (Конкретные цифры вы можете посмотреть в нашей таблице.) Зная чистую прибыль компаний, несложно посчитать, сколько удалось «наварить» благодаря благосклонности правительства. За год на троих получается многим более миллиарда рублей. Повторяю: это наши с вами деньги, которые пошли на развитие бизнеса «чужого дяди».

      

    Поверх барьеров

       Самое интересное, что новые иномарки с легкостью преодолевали установленный прежним правительством 35-процентный барьер. По данным аналитика ИК «АТОН» Алексея Языкова, в 2003 году их импорт увеличился ни много ни мало на 75%. При этом отдельные бренды и вовсе показали феноменальный рост: у «Тойоты», «Лексуса» и «Форда» он колебался в районе 200%. Более чем удвоился импорт «КИА» и «Мазды». Между тем ГАЗ был вынужден сократить производство на 13,4%, а АвтоВАЗ — без малого на полпроцента.

       Ничего удивительного здесь нет. Бурный рост цен на отечественные машины привел к тому, что, по словам Алексея Языкова, новенькие «десятки» теперь всего-то процентов на десять дешевле бюджетных иностранных аналогов. Поэтому многие покупатели предпочитают скопить чуть большую сумму и приобрести иномарку.

       Отечественных автобаронов такая ситуация, похоже, мало волнует: главное, что растут прибыли. Напрашивается очевидный вывод: продавливая запретительные пошлины, они и не рассчитывали на то, что их продукция будет расходиться лучше импортной. В центре внимания была возможность заработать легкие деньги.

      

    И сами себя высекли…

       Теперь, похоже, золотым временам быстрого обогащения скоро придет конец. Разумеется, представители автолобби будут расписывать инициативу Фрадкова как настоящий апокалипсис в отдельно взятой отрасли. На деле все выглядит иначе.

       «В результате снижения пошлин быстрые и резкие изменения могут произойти только в верхнем ценовом сегменте, где первенство иномарок и без того неоспоримо, — утверждает Алексей Языков. — Для недорогих же иномарок — основных конкурентов отечественных автомобилей — снижение цены будет не очень значительным. Гораздо опаснее для российских производителей их же стремление постоянно поднимать цены, не дающее им выигрывать конкурентную борьбу за счет дешевизны продукции. Фактически они сами выжимают себя с рынка».

       Правда, такой расклад возможен преимущественно в мегаполисах. «В регионах вазовская продукция еще долго будет вне конкуренции из-за доступности сервиса — нормально отремонтировать хорошую иномарку в глубинке просто невозможно», — считает Алексей Языков.

       В перспективе же на долю российских производителей останется нижний ценовой сегмент. По совести говоря, там им и место. Для успешной борьбы за предпочтения среднего класса надо не пошлины лоббировать, а повышать качество продукции.

       В итоге более состоятельные россияне наконец-то получат широкий выбор качественных автомобилей. Цена же на «народные» марки, следуя логике рынка, а не чиновничьей указке, постепенно пойдет вниз.

       Но этого светлого будущего еще надо дождаться. Правительство пока еще не определилось с конкретными временными рамками реализации собственного решения. Автопром же тем временем продолжает стричь купоны. АвтоВАЗ, например, еще до заявления Фрадкова успел дважды за год повысить цены на свою продукцию.

       Получается, что отменить субсидирование автопрома за счет кошелька потребителя не так легко, как его установить.

      

       Алексей ПОЛУХИН

       «НОВАЯ ГАЗЕТА»

№ 30

29 апреля 2004 г.

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

*