Хореограф умер почти год назад — в середине ноября прошлого года. Ему было восемьдесят, он долго болел, и на репетиции его приносили на руках, но работать он продолжал до последних дней. Он сочинял спектакль, что сейчас повезла по миру его осиротевшая труппа, и мировое турне Bejart Ballet Lausanne идет со слоганом «Последнее творение Мориса Бежара».

Ни капли завещательного пафоса. Никаких интонаций прощания, прощения (или непрощения), ни сведения счетов, ни жалости к себе, ни напутствий молодежи. «Вокруг света за 80 минут» — это восемьдесят минут восторга. Кайф жизни, праздник жизни, удовольствие двигаться, прыгать и целоваться — и во всем этом ни грамма надрыва. О том, что человек, сочинявший этот спектакль, собирался расстаться с миром, по спектаклю догадаться совершенно невозможно. Да, это перечень стран, которые объехал Морис Бежар, нечто вроде дневника воспоминаний, но не взгляд назад, а взгляд вокруг. Ничто не ушло, все рядом. И сквозь этот дневник проходит лирический герой-танцовщик, наблюдая за окружающими, вписываясь в их танцы, и иногда, когда падает от усталости, поддерживаемый странной фигурой в черном. То ли Бежаром, то ли Господом Богом, что для артистов в общем-то одно и то же.

Рядом Африка, с которой все началось, — отец, философ Гастон Берже, был выходцем из Сенегала, и родившийся в Марселе ребенок всегда чувствовал Африку своей, родной территорией. С Сенегала начинается спектакль — с отчаянной пляски солистки, совсем не по-балетному растопыривающей пальцы над головой и широко кидающей в воздух бедра. Для того чтобы научить своих балетных этой совсем не классической манере, Бежар специально приглашал педагога из Сенегала — и результат поразителен: классический танец и танец древний слились нераздельно, мощный ритуал приобрел хрупкость и благородство.

Рядом Греция, искусство и философию которой ценил и изучал Бежар, — и миф Греции как страны свободного искусства. В сегодняшний балет вплетен большой фрагмент знаменитых «Греческих танцев» Бежара — выходящие рядами девицы обозначают то строгий строй колонн античных зданий, то срывающийся плеск волны. За ней Венеция.

Время новостей ссылка на статью

***