30 октября 1955 года на строительстве первой Волжской ГЭС началась самая ответственная часть работы — перекрытие реки. Впервые Волга должна была пойти не по своему естественному руслу, а через специальные гидротехнические сооружения и турбины, которые силу падающей воды превращают в электрический ток.

Чтобы перекрыть естественное русло, на дно Волги за одни сутки было сброшено 1765 десятитонных пирамид из железобетона. В результате появилась плотина длиной около километра — будущий железнодорожный и автомобильный мост. Началось заполнение Жигулевского моря, и уже 29 декабря 1955 года Волжская ГЭС дала первый промышленный ток. В 1957 году она вышла на свою проектную мощность — 11 миллиардов киловатт-часов энергии в год.

Интересно, что проект строительства гидростанции на Волге впервые был рассмотрен еще в начале прошлого века. В 1910 году талантливый самарский инженер Г.М.Кржижановский (впоследствии председатель комиссии ГОЭЛРО, вице-президент АН СССР, а еще — автор песен «Вихри враждебные» и «Беснуйтесь, тираны»!) обратился к царскому правительству с предложением построить гидростанцию на Волге у Жигулей. Но только в 1919 году по предложению Ленина Глебу Максимилиановичу было дано поручение выбрать место для гидроузла.

Время тогда было неспокойное. В сопровождении отряда из восьми красноармейцев Кржижановский обследовал обширный район Средней Волги. В результате он предложил три варианта размещения будущей ГЭС: в районе села Переволоки, на Красной Глинке близ Самары и у села Отважное ниже города Ставрополя.

В 1940 году на Красной Глинке был заложен поселок Управленческий, в котором должен был разместиться штаб строительства гидростанции. Но началась Великая Отечественная война и все работы были приостановлены. Дополнительные гидро-геологические исследования, проведенные в послевоенные годы, подсказали целесообразность строительства ГЭС на мягких грунтах близ села Отважное. Здесь в 1950 году развернулась гигантская стройка, в ходе которого было перевезено около 200 миллионов кубометров земли, уложено 7 миллионов кубометров бетона, построена самая большая в стране плотина, огромный машинный зал и мощные судоходные шлюзы.

В последующие годы на Волге появился целый каскад крупных ГЭС, начали строиться Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская гидростанции. Но именно Волжская ГЭС дала строителям страны бесценный опыт перекрытия крупных рек, вооружила их методами ускоренного возведения гидросооружений.

*