Раньше этого городка будто не существовало вовсе: секретная военная база, расположенная к северо-востоку от Москвы, не была отмечена на картах. Здесь СССР готовил своих космонавтов – бойцов самого высотного фронта холодной войны: космического.

Но в наши дни в Звездном городке реализуется доставшаяся ценой немалых усилий российско-американская программа по сотрудничеству на орбите. Астронавты проходят здесь подготовку перед отправкой на станцию «Союз». А через два года Звездный городок станет единственной площадкой, с которой можно будет отправить астронавтов на МКС, – о какой бы стране ни шла речь.

Все ближе лакуна: с 2010 года, когда Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) прекращает эксплуатацию шаттлов, до 2015 года, когда должно подоспеть следующее поколение американских космических кораблей, у NASA, как ожидается, не будет возможности самостоятельно отправлять людей в космос. Таким образом, в доставке астронавтов на 100-миллиардную космическую станцию эта организация будет зависеть от России – ей придется выкупать места на кораблях «Союз» точь-в-точь как космическим туристам.

В октябре NASA празднует свой 50-й юбилей, а этот провал во времени, связанный с планом администрации Буша по списанию трех имеющихся у США космических челноков и подготовке возвращения Америки на Луну, выталкивает американскую космическую программу в самую гущу национальной политики и геополитических противоречий.

Сенаторы Джон Маккейн и Барак Обама во время своих выездов во Флориду осудили создавшееся положение и заявили о своей приверженности космической программе. Когда программа использования шаттлов будет свернута, тысячи людей в этом штате потеряют рабочие места. Будущее 15-летнего российско-американского космического партнерства омрачается противоречиями между Россией и США в связи с грузинским конфликтом и другими вопросами, тем более что NASA окажется в более сильной зависимости от России, чем когда-либо прежде.

Глава NASA Майкл Гриффин назвал ситуацию «абсолютно неприемлемой». В электронном письме, которое Гриффин в августе разослал своим главным советникам, он писал, что «события развиваются таким образом, что становится ясно, насколько неразумно было со стороны США сознательно брать курс на зависимость от другой державы».

Беспокойство Гриффина так велико, что он велел подчиненным оценить возможность эксплуатации стареющих шаттлов и после 2010 года. Как сказал глава NASA в одном сентябрьском интервью, он отдал такое распоряжение «минут через пять после того, как русские вторглись в Грузию – потому что я понял, что к этому все идет». Любое промедление, предостерег Гриффин, дорого обойдется и может еще больше отсрочить возвращение NASA на Луну и поставить под угрозу позиции Америки как ведущей космической державы.

Успехи Китая

В сентябре Китай осуществил третий успешный запуск космического корабля «Шэньчжоу-7», а один из китайских астронавтов впервые вышел в открытый космос. Китайское правительство заявило о намерении создать космическую станцию и в конечном итоге осуществить высадку на Луну. США планируют вернуться на Луну не ранее 2020 года. Некоторые эксперты полагают, что китайцы могут оказаться там раньше.

Кое-кто в Вашингтоне очень переживает, что США на какой-то срок утратят возможность самостоятельно выходить в космическое пространство, в том числе главный поборник космической программы – сенатор от Флориды Билл Нельсон. В одном из интервью он заявил, что «непростительно» ставить государственную космическую программу в зависимость от столь политически волатильного партнера. «Нам приходится иметь дело с российским премьер-министром, который возомнил себя царем», – сказал Нельсон о Владимире Путине, имея в виду военную операцию России в Грузии.

В истории США были периоды, когда американские астронавты не имели доступа в космос: с момента закрытия программы «Аполлон» в 1975 году до начала использования челноков в 1981 году, и более чем на два года после потери «Челленджера» в 1986 году и «Колумбии» в 2003. Однако в том случае, если будут существенные задержки с развертыванием новых ракет NASA, грядущий перерыв может оказаться самым длительным в истории.

Хотя о лакуне в общих чертах стало известно вскоре после того, как доктор Гриффин в 2005 году встал во главе агентства, коммандер ВМС США Скот Келли, совершивший два орбитальных полета, в апреле предостерег: новость, что США в будущем не смогут на собственных ракетах отправлять людей в космос, станет потрясением. «Для большой части американского общества это станет сюрпризом», – сказал он, добавив, что тут же начнутся крики: «Кто позволил этому случиться?».

Политика

Администрация Буша предпочла на пять лет поступиться независимым доступом США в космос и перейти к следующей фазе развития космических полетов. В администрации решили списать шаттлы, а в 2004 году был опубликован пространный документ под названием «видение освоения космоса».

Согласно плану, NASA прекращает связанную с определенными рисками эксплуатацию устаревающего парка шаттлов и переходит к программе подготовки к запуску новых ракет. Она называется «Созвездие» («Constellation»), а ее центральными элементами станут носители «Арес» и спускаемые аппараты «Орион», с помощью которых астронавты должны вновь попасть на Луну и даже исследовать околоземные астероиды и Марс.

Чтобы переключиться с одной программы на другую, не раздувая годовой бюджет NASA (17 млрд долларов), администрация приняла решение свести на нет программу использования шаттлов и активизировать «Созвездие». Это решение всегда представлялось сложным, однако в последние месяцы его критикуют все активнее. Так, и республиканский, и демократический кандидаты пообещали, что в их правление Америка летать не перестанет.

«Став президентом, я позабочусь о том, чтобы наши астронавты продолжали освоение космического пространства, причем для этого им не обязательно будет просить кого-то их подвезти», – заявил в этом году Маккейн. Обама раскритиковал «несовершенное планирование и недостаточное финансирование», которые, по его мнению, привели к сложившейся ситуации.

Оба кандидата говорят, что NASA следует рассмотреть вопрос о продлении программы использования шаттлов по меньшей мере для еще одного запуска и путем дополнительных финансовых вливаний постараться ускорить разработку «Созвездия».

Однако никакое дополнительное финансирование уже не поможет сколько-нибудь сильно сократить время, необходимое для разработки нового корабля. «Сейчас это фактически невозможно», – сказал доктор Гриффин. Он расстраивается все сильнее, что ясно прослеживалось в электронном письме, которое он 18 августа разослал помощникам. В этом документе содержался приказ работать над организацией дополнительных полетов.

«Если бы решения принимались рационально, нам бы позволили выбрать дату списания шаттлов, которая согласовалась бы со сроком введения в строй «Ареса» и «Ориона», – писал доктор Гриффин. – А решение администрации о «писании шаттлов – это настоящий джихад, а не решение в сфере инжиниринга или руководства программами», – писал Гриффин.

После того как это сообщение было опубликовано в The Orlando Sentinel, доктор Гриффин выступил с заявлением, что в публикации «недостает упоминания контекста, в котором были сделаны данные высказывания, и выражения поддержки политики администрации».

В тот момент принятие законодательства, критически важного для планов NASA относительно упомянутого временного промежутка (а именно одобрения Конгресса на закупку мест в «Союзе» в период после 2011 года), застопорилось в связи с негодованием по поводу действий России в Грузии. Проблема эта была разрешена в сентябре, когда Конгресс без лишнего шума дал одобрение, однако другие, смежные проблемы остаются нерешенным. И опасения доктора Гриффина связаны не только с политикой Москвы и Вашингтона. Он неоднократно предостерегал, что и китайская космическая программа быстро продвигается вперед.

Выступая в прошлом году в Сенате, доктор Гриффин сказал, что существует вероятность, что «Китай сможет доставить человека на Луну еще до того, как мы сможем туда вернуться». Такая перспектива беспокоит конгрессмена-республиканца от Флориды Тома Фини. Недавно один конгрессмен предложил назвать первую новую базу на Луне именем Нила Армстронга, на что Фини, по его воспоминаниям, ответил: «С чего вы взяли, что китайцы позволят назвать их базу в честь нашего астронавта?».

Партнерство

Растущие разногласия с Россией усложняют задачу поддержания многолетнего международного альянса в космосе, который оказался полезен в разрядке после холодной войны (особенно с точки зрения тех, кто работал на переднем крае).

Уильям Шепард, первый командир станции, а в прошлом «морской котик», вспоминает, что они с его напарником Юрием Гидзенко, впервые совершая облет вокруг Земли, показывали друг другу военные базы, на которых в былые годы проходили подготовку и несли боевое дежурство.

«В тот момент я понял, что мы с ним больше не американец и русский, – рассказывает Шепард. – Это было вне всех этих терминов».

Партнерство началось в 1990-х, когда в связи с падением СССР и его экономики накопленные в России умения по доставке человека на орбиту (или бомб на большие расстояния) могли попасть в руки недружественных стран. По этой логике, отчисляя средства, необходимые для продолжения российской космической программы, США тем самым ограничивали распространение оружия массового уничтожения. К середине 1990-х американцы стали летать на космическую станцию «Мир», а у США и России родился замысел нынешней МКС.

Первые шаги делались с осторожностью. Марк Боумэн, в самом начале приехавший в Россию работать по контракту, теперь вернулся в Москву в качестве представителя NASA. По его словам, когда он в 1993 году прибыл в Россию, город Королев, где расположен Центр управления полетами, «был закрытым городом». «Иностранцев туда не пускали», – говорит Боумэн.

В наши дни группы специалистов NASA круглогодично живут в России, и еще десятки приезжают в период подготовки астронавтов, а также к запуску или посадке корабля. «Позволю себе сказать, что сотрудники NASA знают россиян лучше, чем представители любой другой ветви нашего правительства», – сказал астронавт коммандер Келли.

Эксперт по американо-российским отношениям и космическим программам Сьюзен Эйзенхауэр считает, что после потери шаттла «Колумбия» русские показали, что намерены неукоснительно соблюдать свою часть обязательств, и впредь доставляя американцев на станцию. «Когда у нас в связи с крушением шаттла не осталось выбора, русские могли бы начать шантажировать нас после катастрофы, но они этого не сделали», – сказала Эйзенхауэр.

Виталий Давыдов, заместитель руководителя Роскосмоса (российского космического агентства), давая интервью в ЦУПе, заявил, что Россия намерена соблюдать свои обязательства по доставке экипажей на станцию.

Это не значит, что все пойдет как по маслу. У России и США натянутые отношения по ряду вопросов торгового и политического характера. Однако по словам Майкла Крепона, одного из соучредителей политологического института Центр Генри Стимсона, хотя монополия России в космической сфере создает определенный риск, «существует давно устоявшийся этикет: никаких шуток с безопасностью человека в космосе».

«Даже если проблема лакуны не будет решена, не думаю, что ситуация примет совсем уж скверный оборот, – сказал Крепон. – Но это будет дорого стоить».

Джон Шварц