Ревом пароходных гудков огласилась Самара утром 7 октября 1918 года. Это моряки Волжской военной флотилии возвещали город о возвращении советской власти. Вдоль взорванного белочехами моста через реку Самару на лодках переправлялись части революционной Самарской дивизии.

Следом за ней вступила в город 1-я армия Восточного фронта под командованием Г.Гая. Белые спешно отступали на Восток — туда, где находились основные силы мятежников.

Ровно четыре месяца, после того как мятежный чехословацкий корпус занял Самару, губернией управлял Комитет учредительного собрания (Комуч). Начав с арестов и расстрела активистов советской власти, он взялся за реставрацию дореволюционных порядков. Были аннулированы все указы советской власти, отменен восьмичасовый рабочий день и все трудовые соглашения. Предприятия возвращались их прежним владельцам. Помещикам было предоставлено право уборки урожая, посеянного крестьянами еще при Советах. Землевладельцам возвращались их наделы и сельхозинвентарь. Предприятия с революционно настроенными рабочими закрывались.

Чтобы упрочить свою власть, Комуч объявил мобилизацию в Народную армию. И хотя добровольцам предлагалось встать под ружье всего на три месяца (считалось, что этого будет достаточно для подавления Советов), мобилизация не пошла. Рабочие и крестьяне не хотели воевать со своими братьями. В Народную армию записалось около 30 тысяч человек, тогда как в Красную армию за те же четыре месяца из Самарской губернии ушло в три раза больше бойцов.

Дни правления Комуча были ознаменованы повальной безработицей и ростом цен на все. Недовольство новой властью стремительно росло. В этой обстановке в Самаре активизировалась подпольная революционная работа, начали создаваться вооруженные рабочие отряды. А на станции Богатое даже был сформирован поезд из 12 вагонов с бойницами и двойной обшивкой, наполненной песком — подобие бронепоезда для борьбы с белочехами.

Несмотря на проливные осенние дожди, наступление 1-й революционной армии на Самару развивалось столь стремительно, что из Сызрани только часть белых войск успела переправиться на левый берег Волги. Чтобы остановить наступавших, контрреволюционеры вывели на самый большой в Европе железнодорожный мост товарный поезд со снарядами и пустили на него два паровоза со взрывчатой. Их столкновение вызвало взрыв такой силы, что несколько пролетов моста рухнули в воду. Движение по мосту было прервано на полгода, но наступление Красной Армии остановить было уже невозможно. 7 октября Самара была взята, а 10 октября 1918 года губком РКП(б) объявил об окончательном восстановлении Советской власти в городе.

*