Сомалийские пираты, захватившие украинское судно с грузом танков, артиллерийских оружий, гранатометов и боеприпасов, во вторник сообщили в интервью, что взяли корабль на абордаж в открытом море, не подозревая, что он везет оружие.

«Мы просто увидели большой корабль, – сказал в телефонном интервью Сугуле Али, выступавший от имени пиратов. – Поэтому мы его остановили».

Однако пираты быстро обнаружили, что в качестве добычи завладели тяжелым вооружением, стоимость которого оценивается в 30 млн долларов. Груз следовал то ли в Кению, то ли в Судан – смотря у кого вы спрашиваете.

В 45-минутном интервью Сугуле коснулся самых разных тем: от того, чего хотят пираты («просто денег») и для чего они захватывают суда («чтобы прекратить незаконное рыболовство и сбрасывание отходов в наших водах») до их меню на борту (рис, мясо, хлеб, макароны – «ну знаете, нормальная человеческая еда»).

По его словам, по сей день мир не понимает пиратов. «Мы не считаем себя морскими разбойниками, – сказал он. – Мы считаем морскими разбойниками тех, кто нелегально ловит рыбу в наших водах, выбрасывает отходы в наших водах, возит оружие в наших водах. Мы просто патрулируем наши воды. Считайте нас береговой охраной».

Пираты, ответившие на телефонный звонок во вторник утром, сказали, что говорят по спутниковому телефону с мостика «Фаины» – украинского сухогруза, захваченного в прошлый четверг примерно в 200 милях от берегов Сомали. С журналистами поговорили несколько пиратов, но заявили, что санкционируют цитирование только слов Сугуле. Сугуле признал, что теперь они окружены американскими военными кораблями, но страха в его голосе не звучало. «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», – сказал Сугуле.

Он сказал, что на корабле все спокойно, хотя ранее поступали сообщения кенийских морских организаций, не подтвержденные другими источниками, о том, что в воскресенье или вечером в понедельник на судне произошла перестрелка между пиратами и трое из них погибли.

Сугуле уверял, что пиратов не интересует оружие на борту «Фаины» и они не планируют продавать его повстанцам-исламистам, которые воюют со слабым переходным правительством Сомали. «Из-за всего этого оружия Сомали много лет страдает от разрухи, – сказал он. – Мы не хотим, чтобы эти страдания и хаос продолжались. Мы не собираемся никуда сплавлять оружие. Нам просто нужны деньги».

По словам Сугуле, пираты просят 20 млн долларов наличными; «никаких вариантов, кроме наличных денег, мы не используем». Но Сугуле добавил, что торг уместен. «Так заключаются сделки», – пояснил он.

В Сомали пиратство – это тщательно организованная, прибыльная индустрия, цель которой – получение выкупов. Только в нынешнем году пираты захватили более 25 судов и во многих случаях получили выкупы, исчисляемые миллионами долларов, за их освобождения. Эти кругленькие суммы соблазняют боевиков со всего Сомали. По некоторым оценкам, пиратов тысячи.

По словам сомалийских официальных лиц, индустрия пиратства возникла лет 10-15 назад в ответ на незаконное рыболовство. В 1991 году централизованная власть в Сомали пала, и в стране воцарился хаос. Поскольку береговая охрана отсутствовала, в территориальные воды Сомали, богатые тунцом, вскоре нахлынули коммерческие рыболовецкие флотилии со всего мира. Тогда сомалийские рыбаки вооружились и превратились в неофициальную полицию, которая отлавливала суда браконьеров и требовала заплатить налог.

«Потом в них взыграла алчность, – пояснил сомалийский дипломат Мохамед Осман Аден, работающий в Кении. – Они начали нападать на всех сразу».

К началу XXI века многие рыбаки сменили сети на автоматы и захватывали любое судно, которое было им по силам: яхты, танкеры, зафрахтованные ООН суда с грузами продовольственной помощи.

«Верно, что пираты появились для защиты рыболовства, – сказал Мохамед. – И нелегальное рыболовство для нас большая проблема. Но это не оправдывает действий этих ребят, которые теперь строят из себя сторожей. Они преступники. Мир должен помочь нам их подавить».

США и ряд европейских стран, в особенности Франция, обсуждают формы совместного патрулирования вод. ООН даже рассматривает идею создания неких морских миротворческих сил. Из-за пиратов воды у берегов Сомали считаются самым опасным путем судоходства в мире.

Во вторник несколько американских военных кораблей – примерно полдесятка, по словам некого западного дипломата – взяли захваченный сухогруз в кольцо у скалистого побережья Сомали. Американские корабли позволили пиратам доставить на борт судна продовольствие и воду, но не разрешили сгружать оружие. В этот район также идет российский фрегат.

Лейтенант Натан Кристенсен из пресс-службы ВМС США во вторник сказал, что слышал неподтвержденные сообщения о перестрелке между пиратами, но другой информацией флот не располагает. «Честно говоря, мы не наблюдаем на судне какой-то особо активной деятельности», – сказал он.

Пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл, выступая в Вашингтоне, отказался обсуждать тему о возможности операций американских войск по захвату корабля.

«На данный момент наша забота – гарантировать мирное разрешение ситуации, обеспечить, чтобы груз не оказался в руках сил, которые воспользуются им для дестабилизации обстановки в регионе», – сказал Моррелл журналистам в Пентагоне. По его словам, власти США не ведут с пиратами никаких переговоров. Он также сказал, что не имеет информации относительно сообщений о перестрелке между пиратами.

Власти Кении продолжают уверять, что оружие на борту судна предназначено для вооруженных сил Кении и поставляется в рамках законного контракта, хотя некоторые западные дипломаты, власти Сомали и сами пираты утверждают, что оружие транспортируется в связи с тайной договоренностью о доставке оружия Южному Судану.

Власти Сомали призывают ВМС западных стран взять судно штурмом и арестовать пиратов, так как выплата выкупов, по их словам, только подливает масла в огонь. Однако западные дипломаты говорят, что подобная операция десантников была бы крайне сложной, так как корабль набит взрывчаткой, а пираты также могут воспользоваться 20 членами команды как живым щитом.

По словам Сугуле, его люди хорошо обращаются с моряками. (Пираты не разрешили членам команды говорить по телефону, заявив, что это против их правил). «Мы не планируем никого убивать, – сказал он. – Мы хотим просто получить деньги, чтобы нам не приходилось голодать».

На вопрос, почему пиратам нужно 20 млн долларов, чтобы не голодать, Сугуле со смехом ответил: «Потому что у нас уйма людей».

Использованы материалы Мохаммеда Ибрахима из Могадишо (Сомали) и Эрика Шмитта из Вашингтона

Джеффри Джеттлмен

InoPressa ссылка на статью

***