Народные названия: Юра Победенник, Храбрый, Егорий (Юрий) Весенний (Вешний), Юрьев день, Егорий — ленивая сошка, Егорьев день, Скотопас, Праздник Пастухов.

Егорий (Юрий, Георгий) — любимец многих легенд и преданий. В молодости этот человек был воином римского (Романского) императора Диоклетиана. Уроженец Малой Азии, христианин, он принадлежал к местной знати и дослужился до высокого воинского звания, став военачальником. Егорий совершил множество чудес. Самым известным из них является его победа над sмеем, пожиравшим людей. Древнее предание, сложившееся в Палестине и Сирии, приписывает ему победу над самым лютым, крылатым sмеем — врагом рода человеческого. Благодаря этому подвигу он вошел в историю народов как Победоносец.

«Возле одного города было болото, в котором поселилось чудище. Ему давали на съедение юношей и девушек. Когда очередь дошла до дочери правителя города, Георгий вступился за нее. Он обращается с молитвой к Богу. По воле Господа обессиливший в борьбе с Георгием sмей сам падает к ногам Победоносца. А девица затем ведет sмея в город на поводке. Увидев это, все горожане готовы выслушать проповедь святого…» Георгий слыл одним из самых популярных святых у многих европейских народов. На Руси православный воин стал ангелом и покровителем созидателей государственности и военной мощи. В святом крещении имя Георгий имели многие великие князья. Как только Московское княжество стало великим, изображение святого Георгия Победоносца в образе всадника, поражающего копьем sмея стало гербом Москвы, а затем и эмблемой Русского государства, как символ, олицетворяющий победу добра над sлом. В народе верили, что Егорий владеет волшебными ключами от земли и неба, в его власти погода, урожай, благополучие крестьянской жизни. Также Георгий считается покровителем домашнего скота.

«Будь здоров, как Юрьева роса», — говорили крестьяне. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.

На «Юрьеву росу» рано утром впервые после зимы торжественно выгоняли скот на пастбище практически на всей территории России. Первый выгон считался большим праздником и обставлялся различными приговорами, обрядами, песнями, приметами. Юрьев день — праздник пастухов. В поле пастухов угощали сытно мирскою яичницей, наделяли холстом и деньгами. Веселились все.

Каждый домохозяин приходил в поле со специально испеченным караваем (белым хлебом), который назывался «моленником». Первый кусок каравая уделяли пастуху, а оставшимся кормили в этот день возвратившийся с поля скот. На Егорья пастуха окачивают водой, чтобы во все лето не дремал. Пекли обрядовое леченье в виде «коровок», «лошадок», » козулек » и других животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Верили, что Егорий сам, невидимо для людей выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.

Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота. К нему обращались с просьбами защитить и уберечь лошадей, коров, овец. Наибольшей силой считалось, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножный корм. Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!». Вместо клюшки использовался иногда сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила».

С Егорьева дня или чуть позже начиналась пахота, сев ранних яровых хлебов. Перед началом работ в поле обычно служили молебен, обходили нивы с иконами и свечами. К выезду на пашню готовились, словно ко встрече с невестой. Мужики парились в бане, надевали свежее белье, рубаху понаряднее. Сыновья и невестки, ребятишки кланялись низко матери. Она благословляла их, желая благополучного сева. Днем раньше посеешь, неделей раньше возьмешь. «Пришло время сева — не глазей ни вправо, ни влево».

Егорий с теплом, а Никола с кормом.

Егорий с полувозом, а Никола с целым возом.

Сей и холь яровое в мае, так зимой будет добро.

Егорий — ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха.

Ранний яровой посев с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая).

Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.

На Руси два Егорья, один Холодный (9 декабря), а другой

Голодный (6 мая) , а везде Божья благодать.

Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря)

будет с мостом (зима установится, будет санный путь).

Егорий с водой, а Никола с травой (22 мая).

На Егорья мороз — будут просо и овес.

На Егорья мороз — гречи хороши (тамбовская).

Как на Георгия будет мороз и повторится через неделю,

то должно ожидать теплой осени (тамбовская),

Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на

хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето,

пока хлеб в поле стоит (пинежская).

На Юрья снег — урожай на гречу, дождь — гречи нерод,

скоту легкий год.

Ласточка прилетела — скоро гром загремит.

Вывешивали на дворе влажное полотенце: за ночь высохнет —

долго не будет инеев, замерзнет — будут заморозки в августе.

На Егория Голодного голодно становилось весной.

Все зимние припасы съедены, да и скотина почти впроголодь

стоит на дворе. Когда-то еще травка зеленая появится.

Если на Егорья Вешнего будет низовка или сиверко —

жди в ближайшие дни мороза.

Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия.

С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду.

Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день

клади хлеб в кладушку.

Если дождь — скоту легкий год, снег (крупа) — урожай на гречу,

мороз — будут просо и овес, гречи хороши.

Когда хорошая погода, то на гречиху неурожай.

Если дует полуденная верховка (ветер с полуденной стороны) —

урожай жди хороший, если дует низовка или сиверко —

то мороз рано упадет.

Если тепло и сырой платок на дворе за ночь высохнет —

будет урожай на огурцы.

Яровому севу две недели: сей неделю после Егория,

да другую — после Еремея (13 июня).

Земля согрелась — сей яровое.

В ярославских, владимирских, костромских, вологодских,

вятских и других селениях к востоку от Москвы сеют

морковь и свеклу.

Соловей появляется и запевает, тогда, когда может

напиться росы с березового листа.

Если соловей запел в еще голом лесу — не быть урожаю.

На Юрьев день начинались сельские гулянья.

«На Юрьев день нечиsть собирается на лысой горе и творит буйные, нечестивые игрища, совещаетsя на пагубу людей и домашних животных. В эту же ночь sлые колдуньи ищут и рвут на лысой горе травы для sелья». Поэтому целебную Юрьевскую росу собирают только после восхода солнца, освященную его лучами.

*