7 апреля 1894 года на бывшего председателя Самарской губернской земской управы П.В.Алабина было заведено судебное дело. Он обвинялся в сговоре с нечистыми на руку купцами и приобретении заведомо недоброкачественной муки, при употреблении которой сильно пострадало голодающее население губернии. Мало кто в Самаре верил, что известный своим бескорыстием Алабин мог стать мздоимцем. Но он действительно дал разрешение на приобретение некачественных продуктов питания, и сделал это совершенно сознательно, считая свои действия правильными.

После жестокой засухи и неурожая хлеба в 1891 году Самарская губерния оказалась на грани голода. Правительство выделило 4,4 миллиона рублей для оказания помощи голодающим. Но этих денег было явно недостаточно. По расчетам земской управы, средств требовалось в два раза больше. В этих условиях Алабин принял решение о закупке более дешевых низкосортных продуктов питания, чтобы иметь возможность накормить как можно больше голодных людей.

Однако приобретенная у самарского купца Шихобалова дешевая мука оказалась затхлой и прогорклой. А одесские хлебопромышленники поставили в губернию зерно с примесью сорных трав. Недоброкачественный хлеб вызвал массовые кишечные заболевания и даже один смертельный случай. В губернии разразился скандал. Алабина обвинили в сговоре с хлеботорговцами и взяточничестве. В Самару прибыла комиссия министерства внутренних дел, она подтвердила факты приобретения непригодных к употреблению продуктов питания. Летом 1892 года по указу Правительственного сената Алабин был смещен с должности председателя губернской земской управы. «За преступление по должности» на него было заведено судебное дело.

Все понимали, что Алабин пошел на закупку некачественной муки не от хорошей жизни, и что купцы его просто подставили, подсунув негодный товар. Взошедший на престол император Николай Второй объявил всеобщую амнистию, но Алабин не захотел ею воспользоваться. Он настоял на открытом суде. В июне 1895 года Московская судебная палата, заседавшая в Нижнем Новгороде, рассмотрела дело Алабина и оправдала его. А общественность Самары даже вручила Петру Владимировичу икону Господа Вседержителя в знак полного доверия к нему.

Но решение нижегородского суда вскоре было опротестовано прокурором и отменено. Было назначено новое судебное слушание. Однако до него Петр Владимирович уже не дожил и умер с тяжким грузом не снятых обвинений.

*