Интервью с художественным руководителем и режиссером муниципального театра «Самарская площадь» Евгением Дробышевым

   Поводом для встречи с режиссером «Самарской площади» послужило участие труппы в фестивале Российских молодежных театров пластики, движения, классического и современного танца, что традиционно проходит в Кузнецке. В этот раз «Бумборамбия», а именно так называется эта «веселая игра и встреча друзей», собрала 13 коллективов из Москвы, Улан-удэ, Перми, Тольятти, Вологды, Челябинска, Нижнего Новгорода, Мичуринска, Екатеринбурга. Не остались в стороне и самарцы.                                                                                                                                                          Евгений Борисович, на фестиваль в Кузнецк вы возили «Месье де Пурсоньяк» Ж.-Б. Мольера. Почему выбор пал именно на этот спектакль?

Дело в том, что «Месье де Пурсоньяк» наиболее подходит под определение пластического спектакля.

А что Вы вкладываете в понятие пластического театра?

Это, прежде всего, авторский театр. Ведь в пластике не на что опереться. Так, например, если ставишь Островского «Волки и овцы», то у тебя есть вся канва. И твоя задача по ней придумать спектакль, сделать так, чтобы эта канва ожила. В пластике же ты имеешь дело только с голой сценой и со своей идеей или с чужой. Например, театр «Балет Евгения Панфилова» из Перми показал полубалет, полупластический спектакль на музыку Седьмой симфонии Шостаковича. Это целый рассказ о нашей довоенной и послевоенной жизни. Театр «ЧелоВЕК» из Улан-Уде представил медитативную вещь на тему взаимоотношений мужчины и женщины в разных ипостасях. «Клиника» молодежного театра «Манекен» (Челябинск) совсем иное, но чем-то похожее действо. Это клоунада, «лирические галики, фабики, маниакалики» (так жанр спектакля определили сами постановщики). Главные действующие лица «Клиники», в основу которой положен роман Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» — умалишенные люди. Ведь любая клоунада построена на том, что человек имеет какие-то отклонения или действует как ребенок, и эти особенности четко «выливаются» в клоунаду. Но в основном были показаны театральные фантазии на ту или иную тему.

А драматические спектакли были?

Конечно. Так, театр «Мост» (Москва) показывал «Каменного гостя» Пушкина. Театр «Бум» – хозяин фестиваля, тоже представил драматическую вещь с пластическими элементами. Остальные же постановки были неречевыми.

Каков на Ваш взгляд уровень представленных спектаклей? Достаточно ли профессиональны коллективы, съехавшиеся на фестиваль?

На фестивале «Бумборамбия» в Кузнецке мы выступали на четвертый день. То есть до собственного выступления просмотрели множество чужих. Скажу честно – мы были напуганы, так как не ожидали, что уровень будет настолько высок. Уже одно то, что две трети коллективов известны далеко за пределами России — Авиньон, Стокгольм, Берлин. Мы же с 1997 года не выезжали никуда. А живя и играя только в Самаре даже не знаешь, на что ты можешь рассчитывать по большому счету. Был еще один фактор, из-за которого мы могли провалиться. Выступать пришлось на огромной сцене, в зале было порядка 1300 человек. При такой огромной аудитории ситуация могла сложится как угодно. Я тогда подумал, что главное продержаться первые 20 минут, а дальше зал будет наш. Это и произошло. Мы взяли зрителя. Причем, реакция на те или иные мизансцены была порой даже более бурной, чем в Самаре. А после поклона часть зрителей рванула к моим артистам. То есть, без ложной скромности говоря, успех мы тоже имели. По признанию фестивальной публики, самое эмоциональное впечатление было от челябинской «Клиники» и от нашего Мольера.

И вообще надо признать, что «Бумборамбия» — это уже своего рода знак качества, причем, каждый год меняющий свой «облик». Так, был фестиваль камерных и молодежных театров, поющих, уличных театров и т.д.

А сколько в этот раз было номинаций?

На фестивале «Бумборамбия» не присуждаются призы, награды и дипломы. И это правильно. Поскольку «Бумборамбия» — фестиваль европейского уровня и на него приезжают коллективы с очень разными работами, что сравнивать их совсем невозможно.

А в вашем репертуаре только «Месье де Пурсоньяк» такого пластического плана? Это первый опыт?

«Месье де Пурсоньяк» – это как раз отголоски двух пластических спектаклей, которые когда-то были в нашем репертуаре. Это «Играем Бидструпа» и «Ночь на Ивана Купала». «Ночь на Ивана Купала» объехала всю нашу страну, Украину, Америку.

Откуда по Вашему такой интерес к пластике вкупе с классической драматургией?

Нет языкового барьера, можно выступать перед любой аудиторией. Фестиваль в Кузнецке каждый раз проходит под разными знаками.

Справка:

Театр «Самарская площадь» организован в 1987 году как театр-студия при Доме молодежи ОК ВЛКСМ.

В 1993 году театр становится муниципальным, в 1994 году театр внесен в Единый Реестр театров РФ.

Первым же своим спектаклем «Демонстрация» (автор и режиссер Евгений Дробышев, являющийся основателем и бессменным руководителем театра) театр заявил о себе как о ярком, неординарном коллективе. Спектакль объехал всю страну.

Многие спектакли получили признание не только в Самаре, но и далеко за ее пределами. Театр много и успешно гастролировал (Москва, Сочи, Челябинск, Нижний Новгород, Саратов, Киев, Ижевск, в 1996 году турне по США: штаты Миссури и Иллинойс).

Театр имеет следующие награды Российских и международных фестивалей: Областная премия им. Ленинского комсомола (1988 год «Демонстрация»), Гран-при международного фестиваля «Жест-94» («Ночь на Ивана Купала» 1994 год, Уфа), Диплом международного фестиваля «Театральные опыты» («Ночь на Ивана Купала» 1995 год, Челябинск), 1-я премия международного фестиваля в Киеве («Играем Бидструпа» 1997 год), 1-я премия фестиваля «Из века 20 в век 21» («Ночь на Ивана Купала», Самара).

Участники международного фестиваля «Авангард и традиции», Гатчина.

В настоящее время театр имеет в репертуаре 8 спектаклей для взрослой аудитории и 3 сказки для детей.

*