Письма к таинственной возлюбленной Сент-Экзюпери выставлены в парижском Музее писем и рукописей. Маленький Принц сидит за столом на своей крошечной планете и строчит письмо: «Очень нелюбезно с Вашей стороны не звонить и не приходить в гости. Ведь я не такой уж и забывчивый, и мне так бы хотелось…»

Голубь, сидящий справа, торопит: «Когда ж ты закончишь свое письмо! Сейчас мне нужно его доставить…», а белокурый мальчик ему в ответ: «Извини, я пишу подруге, которая совсем забыла обо мне «.

Этот говорящий рисунок – одно из последних любовных посланий Антуана Сент-Экзюпери. Предметом его страсти была молодая замужняя женщина, офицер французской армии, во время войны работавшая на санитарном транспорте для Красного Креста.

Любовные письма

Они познакомились летом 1943 года в Алжире, а точнее – в поезде Оран-Алжир; ей было 23 года, ему – 43. Они стали ходить друг к другу в гости; время от времени он посылал ей от имени Маленького Принца нежные трогательные послания, где пытался замаскировать свою любовь в непритязательную, почти детскую дружбу, называя свою возлюбленную то «Маленькой Девочкой», то «Розой».

Эти письма исполнены горечи неразделенной любви и нежных упреков: молодая женщина не отвечала взаимностью горячим чувствам неустрашимого авиатора.

Вот выдержка одного из них: «Смесь разочарования, черствости и злобы. Я погружен в пустоту времени, где мне даже не о чем мечтать… Маленького Принца нет – ни теперь, ни когда бы то ни было. Маленький Принц умер, либо же он стал законченным скептиком, а если Маленький Принц скептик – это уже не Маленький Принц. Я на Вас в обиде за то, что Вы его испортили. Пробудив розу, я поранился о розовый куст. Роза скажет: что я для Вас значу? А я, с моим окровавленным пальцем, отвечаю: ничего, Роза, ничего. В жизни ничто не имеет значения, и даже сама жизнь. Прощай, Роза».

История этой платонической любви тем более драматична, что, предполагая стать крестным отцом будущего ребенка своей любимой, через несколько месяцев французский писатель погиб.

Говорите мне о любви

Об этих посланиях-рисунках, написанных на четвертушках папиросной бумаги, до недавнего времени никто ничего не знал: письма хранились в секрете в семье адресата до осени 2007 года.

В конце ноября они были выставлены детьми этой дамы на аукционе Sotheby»s, где из-за этих листочков разгорелись ожесточенные торги между шестью претендентами: оцененные в 60–80 тыс. евро, они достались французскому коллекционеру, который выложил за них 228 тыс. евро.

Корреспонденция сохранилась не полностью: она состоит из 12 листков, из которых 8 иллюстрированы; это те из них, что остались после грабежа квартиры адресата писем во время франко-алжирской войны.

Сейчас письма выставляются в парижском Музее писем и рукописей на выставке «Говорите мне о любви», где представлена любовная переписка знаменитых людей. (Среди них есть и письма Александра II к Екатерине Долгорукой.)

Наследники Розы пожелали сохранить анонимность, поэтому имя последней любви Маленького Принца по-прежнему остается неизвестным.

Сент-Экзюпери всегда любил иллюстрировать письма друзьям рисунками. Впервые фигурка белокурого мальчика с развевающимся шарфом появилась на свет в 1940 году в письме к его другу Леону Верту, которому и была чуть позже посвящена поэтическая сказка.

Специалисты отмечают, что из всех писем, написанных от лица Маленького Принца, корреспонденция, написанная Сент-Экзюпери своей несостоявшейся куме, представляет наиболее завершенный эстетический образ героя знаменитой сказки.

Они выполнены акварелью с большой тщательностью. Замечательно, что, как и в книге, рисунки в письмах суть не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом. Маленький Принц предстает здесь эмоционально и зрительно повзрослевшим.

Кроме того, эта неизвестная доселе рукопись имеет неоспоримую значимость как глубоко волнующее литературное произведение, поэтому весьма вероятно, что в недалеком будущем она будет опубликована.

Фото: flyandrive.com

Текст: Татьяна Матанцева, Париж

Деловая газета "ВЗГЛЯД"

***