Центробанк решил научить своих подопечных заботиться о добром имени, чтобы избежать риска потери деловой репутации. Но банкирам придется «творчески» подойти к рекомендациям регулятора, ведь ЦБ предлагает им досконально изучить своих клиентов, сотрудников и владельцев банка.

«Рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации» появились на днях на сайте Центробанка. Как объяснил директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, банкам следует усилить контроль за представляющими серьезную опасность рисками, «рекомендаций или требований по выполнению которых до сих пор не было».

Правда, правовые риски банки и так должны отслеживать при каждой операции, говорит начальник отдела управления финансовыми рисками Межпромбанка Александр Зубарев. А вот с репутационными рисками ситуация иная. За репутацию банков обычно отвечают службы по связям с общественностью, но они скорее реагируют на события, нежели работают с рисками до их наступления, считает зампред правления Росевробанка Ян Лютер.

Длинный перечень угроз для репутации (от нарушения банком нормативных актов до негатива в СМИ) и предложенных ЦБ мер (от реагирования на отзывы клиентов до распределения полномочий и ответственности по управлению репутационным риском) увеличивает значимость PR-служб в глазах руководства банков, считает пресс-секретарь Конверсбанка Михаил Сергеев.

Но одним PR дело не ограничится. Например, Центробанк настойчиво рекомендует «обеспечить идентификацию реальных владельцев кредитной организации» и уделять первостепенное внимание репутации в глазах рынка, регуляторов и властей. «Наше представление о ситуации в банке во многом зависит от самого банка. Очевидно, что если его имидж не самый благоприятный, то применяемый к нему режим надзора должен быть более жестким», — поясняет Симановский.

Чтобы избежать репутационных рисков, банкам следует соблюдать два принципа: «Знай своего клиента» и «Знай своего сотрудника». Как описано в рекомендациях, перед заключением договора нужно собрать и проверить как можно больше информации о потенциальном клиенте, его операциях и сделках, обращая внимание на «сомнительные» моменты. А в отношении текущих клиентов нужно вести мониторинг «движения и изменения объемов денежных потоков по банковским счетам и вкладам», чтобы выявить подозрительные операции — отмывание нелегальных доходов и финансирование терроризма. Сотрудники банка тоже могут повредить репутации учреждения, если они окажутся некомпетентными, с сомнительной биографией, заинтересованными в сделках или вовсе «лазутчиками» конкурента. Поэтому банк должен укреплять дисциплину, проводить социологические исследования и поощрять работников признаваться в участии их семей в капитале компаний — клиентов банка.

Но здесь у банкиров больше вопросов, чем ответов. Банковское сообщество будет признательно Банку России, если он объяснит, как на законных основаниях изучать клиентов без нормальных, принятых во всем мире стандартов финансовой отчетности и закона о бюро кредитных историй, говорит предправления ОРГРЭСБАНКа Игорь Коган. А начальник отдела анализа и оценки рисков банка «Абсолют» Елена Розанова опасается, что банк может получить упреки от персонала из-за раскрытия сведений, носящих конфиденциальный характер.

Но больше всего банкиров удивила рекомендация делать независимую оценку риска потери деловой репутации. Розановой не известно о существовании в стране рейтинговых агентств, специализирующихся на таких рисках. Агентство «РусРейтинг «, по словам аналитика Ольги Еременко, увязывает риск потери репутации с другими рисками банка. Жестких критериев оценки этого риска нет, но он учитывается на межбанковском рынке, говорит специалист по межбанковским отношениям одного из крупных банков. Он вспоминает, как из-за прошлогодних неприятностей «ЮКОСа» ряд контрагентов банка «МЕНАТЕП-СПб» закрыли на него лимиты.

Вице-президент Гута-банка Вадим Гаман призывает творчески относиться к рекомендациям ЦБ: «Ограничиваться стандартными рекомендациями и критиковать их не стоит». Лютер из Росевробанка тоже считает их «набором деклараций».

А вот зампред правления Райффайзенбанка Евгений Туткевич говорит, что «все эти принципы у нас применяются по умолчанию». Например, сотрудники обязаны уведомлять банк о других источниках дохода. «Если он получает дивиденды по акциям компании-клиента, ему придется расстаться с такими активами», — категоричен Туткевич.

Василий Кудинов

Елена Мязина

Ведомости

16 апреля 2004

N 66 (1106)

Ведомости

*