В последнее время часто обсуждается тема оплаты топливно-энергетических ресурсов муниципалитетами. Мы беседуем с руководителем Департамента финансов администрации города Самары Т.Н. Величко.

— Татьяна Николаевна, почему возникает проблема задолженностей города перед ОАО «Самараэнерго»?

— В январе прошлого года Региональной энергетической комиссией были незаконно подняты тарифы на тепло и электроэнергию в среднем на 40 процентов. В бюджете города образовалась финансовая дыра. Администрация города была вынуждена пойти на неравноправное соглашение с ОАО «Самараэнерго» по ликвидации задолженности, которая возникла на 1 февраля 2003 года. На 3 октября это соглашение было в полном объеме выполнено. К новому отопительному сезону мы подошли с нулевыми долгами.

Однако нас обвиняют в том, что город не выполнил условия этого соглашения, ссылаясь на то, что на 1 января 2004 года остались долги за прошлый год в сумме 158 миллионов рублей. В эту сумму «Самараэнерго» включает долги предприятий и организаций, которые финансируются из федерального и областного бюджетов. Сейчас 80 процентов продукции энергетиков получают предприятия, финансируемые из городского бюджета, а 20 процентов — другие структуры. Однако «Самараэнерго» никаких претензий ни к областному, ни к федеральному бюджетам не предъявляет, а требует, чтобы муниципалитет платил не только за себя, но и за всех. Поэтому ежемесячно нам предлагают к оплате на 60 миллионов рублей больше, чем идет фактическое потребление. 12-го числа нам выставляют счета, а 15-го начинают отключения.

— А почему город запаздывает с оплатой?

— По той же причине: нам систематически включают в общую сумму долгов города долги области и федерального бюджета. Естественно, мы вынуждены проверять счета. У нас 800 бюджетополучателей, которые в обязательном порядке оплачивают коммунальные услуги. Каждое предприятие должно выверить счета и представить заявку по оплате тепла, водоснабжения, электроэнергии. На это уходит две, а то и три недели. После получения и проверки счетов мы к первому числу каждого месяца производим оплату.

Однако энергетики не желают ждать. Они хотят заставить нас подписать еще одно кабальное соглашение, по которому мы должны будем платить не только за текущее потребление, но и вперед. На это городской бюджет пойти не может. И энергетики применяют все рычаги, вплоть до того, что отключают от тепла детские дома и школы-интернаты. В прошлом году в Железнодорожном районе за долги якобы комитетов ЖКХ были отключены детский сад и детский дом. Причем по этим организациям была переплата. И тем не менее их отключили.

Характерный момент. По окончании месяца мы всякий раз просим выставить счета для того, чтобы успеть до 15 числа хоть что-то оплатить. До 12 апреля энергетики вновь не представили ни одного счета, ни одной таблицы общей ведомости.

Текущее потребление энергоресурсов за январь полностью было проплачено в феврале. За февраль были выставлены счета в размере 368 миллионов рублей. Из них 60 миллионов — это долги за энергоресурсы организаций и предприятий, финансируемых из федерального и областного бюджета.

Из бюджета города заплатили 330 миллионов рублей, переплатив авансом. Поэтому будет очень удивительно, когда мы услышим о том, что у Самары многомиллионные долги с прошлого года. Летом электропотребление будет ниже, но энергетикам хочется получить денег сейчас. Поэтому и нагнетается эта истерия. Что касается текущей задолженности, то она есть у всех, потому что никакой финансист не сумеет сделать предоплату, не имея точных выверенных данных по реальному потреблению.

— Где приходится брать деньги, чтобы оплатить всю сумму?

— В прошлом году мы были вынуждены брать кредиты в банках, платили проценты, увеличивали задолженность города. В 2003 году состоялись арбитражные суды. Первый суд в Самаре был в нашу пользу. А суд в Казани встал на сторону энергетиков. Причем ситуация осложнялась в том плане, что в бюджете города не было заложено 40-процентного повышения тарифов на энергоресурсы. При формировании бюджета города в основу кладутся рекомендации Департамента по экономическому развитию администрации области. Господин Хасаев, когда нам давал рекомендации, утверждал, что тарифы больше чем на 25 процентов не вырастут. А по факту они повысились на 40 процентов. Разница составила более 300 миллионов рублей.

По закону, если в бюджете не заложена эта сумма, компенсировать ущерб должен тот орган власти, который принял решение. Мы неоднократно ставили этот вопрос перед областной администрацией, но ни рубля в качестве компенсации получено не было. Поэтому мы были вынуждены брать кредиты в банках и расплачиваться по ним. Конечно, для города это очень непросто.

Среднемесячное потребление предприятий и организаций, финансируемых из бюджета города Самары, по счетам энергетиков, составляет в среднем 300 миллионов рублей. Население города ежемесячно платит 150 миллионов рублей, из этой суммы почти 90 миллионов перечисляется только «Самараэнерго». Оставшиеся деньги идут на зарплату работникам ЖКХ, на содержание лифтов, подъездов, спецавтохозяйства, на вывоз мусора, на освещение в местах общего пользования и так далее. То есть, население не может в полном объеме оплачивать услуги энергетиков. Большая нагрузка ложится на бюджет города, за счет которого в зимнее время энергетикам выплачивается более 200 миллионов рублей.

В предыдущие годы энергетики шли на уступки. Мы договаривались, что долги, которые накапливались, в течение летнего периода будут погашаться. Ведь население за потребление коммунальных услуг платит равномерно по месяцам. Как правило, за летний период все долги погашались. А сегодня энергетики не хотят ждать. Им нужно как можно больше получать сейчас. И газовики требуют того же.

В этом году энерготарифы официально были подняты в среднем на 16 процентов. Однако фактическое увеличение составило более 22 процентов. Простая арифметика: в феврале 2003 года нам выставили счета на сумму 273 миллиона рублей, а в феврале 2004-го — уже на 334 миллиона. При этом энергопотребление города не изменилось.

Кроме того, завышая потребление, энергетики вносят изменения и в организационные структуры теплоснабжения. Если раньше в некоторых районах комитеты ЖКХ получали продукцию «Самараэнерго» напрямую, то в этом году она стала поступать через ООО «Энерго» или «Энергосбытобслуживание», которые являются структурными подразделениями «Самараэнерго». Тарифы для этих юридических лиц увеличиваются, и это тоже приводит к перерасходу бюджетных средств.

У муниципалитета нет своей одной большой теплоснабжающей организации. Поэтому ЗАО «ПТС» принимает в аренду наши муниципальные сети и распоряжается ими. И «Самараэнерго» уже не смотрит, кто должник у «Предприятия тепловых сетей». Нам говорят: «Это ваша труба. Поэтому вы должны платить за всех». Но это незаконно.

Сейчас Департамент финансов проводит полную ревизию и затем внесет свои предложения в Комитет по управлению имуществом с тем, чтобы полностью перестроить всю систему тепло- и энергоснабжения города Самары и уменьшить платежи по электроэнергии и теплу.

— Вы говорили о переплате по объектам образования. Это что, подстраховка?

— Случается так, что энергетики выставляют счет в конце месяца, а позже предъявляют промежуточные счета. Школы, боясь, что их отключат от света и тепла, на всякий случай дают заявку в Департамент финансов для оплаты. В результате происходит перефинансирование одной отрасли и недофинансирование другой. Вот почему мы крайне негативно относимся к требованиям энергетиков производить оплату без учета выставляемых счетов.

— Как можно урегулировать проблему взаиморасчетов муниципалитета с энергетиками?

— Эта проблема общая для всей страны. Постановлением правительства рост энерготарифов в этом году ограничен 16 процентами. Не ясно, чем обоснована эта цифра, когда инфляция у нас официально 11 процентов. Необходимо на уровне федерального правительства решить вопрос об ограничении произвола со стороны энергопоставляющих компаний и устанавливать размер роста тарифов не выше уровня инфляции.

Прежде энергетики раз в месяц выставляли счета по фактическому потреблению их продукции. В течение двух недель эти счета проверялись, и до 1 числа следующего месяца проходила оплата. Так было всегда, но два года назад порядок изменился. Постановлением правительства за просрочку платежей свыше двух сроков энергетикам разрешили отключать или ограничивать подачу света и тепла. Энергетики тут же сориентировались. И срок определили уже не в 30 дней, а в 10 или 15. В частности, Трамвайно-троллейбусное управление платит по декадам. Если не оплатят в течение 20 дней, их отключат от электроэнергии.

Энергетики не хотят ждать. Уж очень хочется денег. Как в басне Крылова про волка и ягненка: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». В сложившихся условиях необходимо искать компромисс с учетом интересов главного потребителя света и тепла — населения.

*