Окончание публикации ответов известного деятеля культуры, заслуженного архитектора России, член-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, художника Вагана Гайковича Каркарьяна на вопросы читателей «Самара today», поступившие по телефонам и из интернет-форума на прямую линию

«О Самаре старой и новой» (часть 5)

«Восстановить утраченную красоту мы никогда не сможем»

Одна из графических работ В.Каркарьяна

Остаток жизни я решил посвятить написанию книг о любимом городе

Многоуважаемый Ваган Гайкович! Вы являетесь автором замечательных книг, где их можно купить сегодня?

Марк Антонович Зейдельман

Ваган Каркарьян: Действительно, в последние годы я отошел от практики современного строительства, поскольку то, что получается в ходе реализации моих проектов, меня совершенно не устраивает. А повлиять на строителей-заказчиков я не могу: сегодня все решают деньги. Поэтому остаток жизни я решил посвятить написанию книг о любимом городе — городе, в котором я прожил полвека. На сегодняшний день издано пять книг, и я продолжаю работу.

О чем вы сейчас пишете?

Ваган Каркарьян: Одна из книг была посвящена самарскому деревянному зодчеству, так вот половина описанных в ней домов уже уничтожена, они остались только на бумаге. И вот недавно я обратил внимание на то, что в Самаре стали исчезать кованые «кружева» домов и оград. То ли их сдают на вторсырье, то ли воруют для своих вил и коттеджей, — не знаю. Но убежден в одном — восстановить утраченную красоту мы никогда не сможем.

Все в городе знают дом фон Вакано на ул. Красноармейской 4. Это памятник федерального значения. И мало того, что дом разрушается на глазах, так украли ворота! Ужасное зрелище.

Поэтому, пока что-то еще сохранилось, я решил написать книгу о кованом литье в Самаре. Материал собран огромный, в работе мне помогают студенты строительной академии, главное – хватило бы сил.

Первых моих книг уже нет в продаже, но одну из последних «Модерн в архитектуре Самары», думаю, еще можно найти в Чаконе.

Я — старожил Самары и не могу без боли смотреть, как исчезает неповторимый облик старого города. Как же могло случиться, что Самара «уходит», как Атлантида под воду? Нет ли в этом общей вины? Клавдия Михайловна Кашпурева

Ваган Каркарьян: Вина наша в том, что мы не можем противостоять частным интересам. Как там в поговорке: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Руководители приходят и уходят, а город – остается. И всем нам, и моим коллегам-архитекторам в частности, нужно сегодня руководствоваться правилом «не навреди».

Вместо послесловия

Когда великий виолончелист Мстислав Растропович в последний, как оказалось, раз приезжал в наш город, его провезли по улицам старой Самары. Маэстро был потрясен: «Вам нужно, во что бы то ни стало, сохранить эту патриархальность. Такой уникальной атмосферы старины нет ни в одном городе мира».

Ему ли, гражданину мира, этого не знать. Недавно Растроповича не стало. Как, очевидно, скоро не останется ничего от старого города – города, подобного которому нет, и больше никогда не будет на Земле.

Материалы «прямой линии» с заслуженным архитектором России Ваганом Каркарьяном к публикации подготовлены Ольгой Петропавловской, обозревателем Медиа группы «Ваш выбор»

Ранее по этой теме:


Ваган Каркарьян: Силуэт Самары сегодня — это случайный дом случайной этажности на случайном месте

Продолжение публикации ответов известного деятеля культуры, заслуженного архитектора России, член-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, художника Вагана Каркарьяна на вопросы читателей «Самара today», поступившие по телефонам и из интернет-форума на прямую линию «О Самаре старой и новой». «Складывается впечатление, что в городе нет никакой власти»… (часть 3) >>>

Иллюстрация с сайта Бичуров Г.В. «Самара в открытках»


*