Стержнем любой избирательной кампании и ее основной составляющей является агитационная деятельность.

(img) Начало предвыборной агитации

Агитационный период начинается со дня регистрации кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Предвыборная агитация может проводиться: через средства массовой информации; публикации в Интернете; путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); в иных не запрещенных законом формах.

Правовое регулирование предвыборной агитации осуществляется федеральными и региональными избирательными законами.

Проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) могут не все участники избирательного процесса, а только зарегистрированные кандидаты, политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов, уполномоченные представители и доверенные лица политических партий.

Где запрещается проводить агитацию

Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; государственным и муниципальным служащим (за исключением случаев, когда они включены в зарегистрированный федеральный список кандидатов); воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным и религиозным организациям; избирательным комиссиям; иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям; международным организациям и международным общественным движениям.

Предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, политической партии, зарегистрировавшей список кандидатов.

За проведение агитации, когда она запрещена, за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов участники избирательного процесса, в том числе должностные лица средств массовой информации, журналисты, несут ответственность в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Весьма действенным средством профилактики правонарушений в сфере предвыборной агитации является постановка вопроса об отзыве лицензии у СМИ.

В случае опубликования (обнародования) материалов, содержащих призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны либо возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, организации телерадиовещания и периодические печатные издания на основании Закона РФ «О средствах массовой информации» несут ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

Контроль за проведением агитации

Соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации контролируют избирательные комиссии, которые в случае нарушения правила проведения предвыборной агитации, установленного законом, вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством.

В свою очередь правоохранительные и иные органы обязаны пресекать противоправную агитационную деятельность, принимать меры по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей таких материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Следить за соблюдением участниками избирательного процесса порядка информирования избирателей и правил ведения предвыборной агитации при проведении выборов в Госдуму будет рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, состав которой был утвержден ЦИК 15 августа.

В состав группы вошли 24 человека, в основном, представители ЦИК, органов законодательной и исполнительной власти и эксперты в области СМИ, в том числе замгендиректора ВГТРК Андрей Быстрицкий, глава дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клейменов, главный редактор газеты «Известия» Владимир Мамонтов, сенатор Людмила Нарусова и секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов. Рабочая группа — это совещательный, экспертный орган ЦИК. Она не в праве выносить какие-то конкретные решения — ее представители только дают экспертную оценку, которая учитывается при рассмотрении тех или иных вопросов на заседаниях Центризбиркома.

РИА Новости