Песенка о том, что на десять девчонок по статистике девять ребят, могла бы стать гимном наших социологов. Потому что это чистая правда. То есть мальчиков и девочек рождается примерно поровну, но уже в юношеском возрасте возникает вот эта самая диспропорция, и чем дальше — тем хуже. Кто бывал в Сбербанке, когда выдают пенсии, заметил: у окошка ждут своей очереди одни старушки.

что у нас средняя продолжительность жизни первых — 59 лет, а в богатых странах переваливает далеко за 70. И еще: нигде на Западе нет такой огромной разницы между сроками жизни у мужчин и женщин, как у нас, — 13 лет.

Но не стоит думать, что каждый мужчина обречен перейти в мир иной в 59 лет. Это усредненная цифра. На самом деле максимальное количество смертей приходится отнюдь не на этот возраст, а на молодые годы. В России мужская смертность в возрасте 20-30 лет в три-четыре раза превышает женскую. Вообще-то это характерно для воюющих стран, а мы вроде как за мир во всем мире… И здоровье тут на десятом месте, а главная проблема — это всеобщее разгильдяйство. Чудовищное пьянство — такого в мире больше нет — приводит к болезням, несчастьям и преступлениям. У нас чрезвычайно высокий уровень травм и несчастных случаев, огромная смертность от ДТП, высочайший уровень самоубийств (львиная доля их совершается в пьяном виде), и еще мы на одном из первых мест в мире по уровню убийств. Молодые мужчины у нас не умирают, они погибают. А стресс — что стресс… Как мы ни искали, так и не смогли найти какие-либо исследования, указывающие на связь между высоким уровнем социального стресса и высокой мужской смертностью. А вот между пьянством и смертностью связь самая что ни на есть прямая.

Зато наука располагает и утешительными фактами. Люди более состоятельные и образованные живут дольше — так во всем мире. Если говорить о России, то мужчина, который хочет вырастить внуков, должен иметь высшее образование… и занимать начальственную должность. С образованием все понятно: оно ведет к более высокому и благоприятному для здоровья уровню жизни, но вот относительно управленческой работы — здесь вопрос. С одной стороны, она способствует росту благосостояния, с другой — удовлетворяет одну из базовых мужских потребностей: потребность во власти и самоутверждении. Что здесь главное — наука пока не выяснила.

MedLinks.Ru

*