Общественная палата в пятницу утвердила рекомендации правительству, представляющие по сути концепцию новой реформы образования. Госсодержание предлагается сохранить лишь за лидерами, освободив бюджет от расходов на аутсайдеров. При этом бюджет на образование в целом к 2010 году предложено удвоить. Совершить образовательный прорыв планируется за счет сокращения расходов на силовые ведомства и промышленность.

(img)
Фото: Дмитрий Костюков / Коммерсантъ /

Рекомендации Общественной палаты, разработанные комиссией по развитию интеллектуального потенциала нации, стали еще одной попыткой разграничить государственные и частные обязательства перед образованием, споры о которых ведутся последние несколько лет. Так, по мнению авторов доклада — руководства Высшей школы экономики, государству необходимо сосредоточиться на поддержке средней школы, вузовской элиты, университетской науки и электронных ресурсов.

Поддержку школ Общественная палата предлагает сохранить в полном объеме, зато в сфере высшего профессионального образования лишь для нескольких десятков (порядка 50) ведущих исследовательских университетов. У них же останется право на открытие аспирантур, которые должны быть бесплатными. Авторы вообще предлагают уйти от массового высшего образования, доступ к нему планируется сохранить лишь для абитуриентов, набравших не менее 40 из 100 баллов на едином госэкзамене. В свою очередь, вузы смогут получать госфинансирование лишь на студентов, набравших не менее 60 баллов при тестировании.

В качестве компенсации дошкольное и начальное профессиональное образование в докладе предлагается перевести на иные формы финансирования: дошкольное отдать на откуп семьям, а профильные ПТУ передать бизнесу, который уже на треть финансирует эту ступень образования. Обучение в ПТУ при этом предлагается сократить до года: трех-четырехлетнее образование не решает, по мнению авторов доклада, ни социальной, ни образовательной функции, а лишь обременяет отрасль избыточными расходами.

Подобная экономия должна привести к возможности достойно платить учителям. Так, зарплата школьных учителей должна достичь 15 тыс. руб. в регионах и 20-22 тыс. в столице, а зарплату для преподавателей вузов предлагается довести до 75 тыс. руб. Проект предусматривает также уход от почасовой оплаты учительского труда и предлагает создание фондов доплат особым категориям педагогов (молодым преподавателям университетов предлагается выплачивать стартовые гранты — ежемесячную удвоенную зарплату в течение первых лет работы). Грантовые выплаты в докладе предусмотрены и для исследовательских университетов и университетских ученых, показавших значимые научные достижения. Кроме того, исследовательские университеты предлагается наделить правом самостоятельно присуждать ученые степени (сейчас это делает Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки). На службу университетской науке должны прийти и поддерживаемые за счет государства электронные ресурсы — переводы и хранение современной научной литературы призваны обеспечить погружение российской науки в мировой контекст.

Гостраты на отрасль в целом к 2010 году предлагается увеличить на 250 млрд руб., то есть практически удвоить: в 2007 году госбюджет на образование составил 278 млрд руб. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов убежден, что деньги на реформу можно изыскать «за счет более эффективного использования профицита бюджета, реструктуризации его расходов и перераспределения налоговой базы в пользу региональных и местных бюджетов». В Общественной палате между тем не скрывают, что у такого предложения есть серьезные политические риски: сокращение расходов возможно лишь за счет урезания трат на силовые ведомства и инвестиций в промышленность.

"КоммерсантЪ"