Алекс различал цвета и формы, а в его словарном запасе было более сотни английских слов. Удивительное пернатое за свою 31-летнюю жизнь не раз было героем телевизионных шоу (например, на канале BBC), научных исследований. Одним словом, Алекс был говорящей птицей с мировым именем, пишет The New York Times.

Африканский серый попугай умер на прошлой неделе естественной смертью, заявил доктор сравнительной психологии Айрин Пэпперберг из университетов Брандейса и Гарварда. Исследователь изучал птицу большую часть ее жизни, он также является автором многих научных работ об Алексе.

В ученом сообществе давно идут дискуссии о том, могут ли другие животные выучить человеческий язык общения. А кое в чем Алекс преуспел даже больше, чем приматы вроде гориллы Коко или шимпанзе Вашу, которых в 60-70-х годах XX века обучали американской системе языка жестов.

А ведь 30 лет назад, когда самыми обучаемыми среди птиц считались голуби, такой успех Алекса казался невероятным.

В 1977 году Пепперберг, бывший тогда аспирантом-химиком в Гарварде, приобрел Алекса в зоомагазине. Благодаря новаторской методике попугай смог выучить до 150 слов, а также стал выполнять вычислительные операции с малыми числами, различать цвета и формы.

Пепперберг нанял дрессировщика, который как бы конкурировал с попугаем в процессе получения заветной еды. В итоге Алекс учился тому, что нужно делать, чтобы полакомиться виноградом.

В итоге Алекс стал демонстрировать удивительные вещи. Он, например, мог обозначить словами цвет и фигуру лежащего перед ним синего треугольника из бумаги. А после касания предмета рукой называл и материал, из которого треугольник выполнен.

«Эта работа перевернула наши представления об умственных способностях птиц», — заявила зоопсихолог института Хантер Дайана Рэйс, которая изучает способности дельфинов и слонов. По ее словам, проявившиеся сверхспособности Алекса даже ученым внушают «благоговейный трепет».

Однако скептики предостерегают от проведения прямых параллелей между человеческим мышлением и талантами попугая. По их мнению, «разумное» поведение птицы еще не доказывает наличие логики в процессе принятия решений.

«Нет никакого свидетельства наличия у попугая рекурсивной логики, без которой невозможно проводить вычисления, а тем более освоить человеческую грамматику», — считает зоопсихолог профессор Дэвид Примак из университета Пенсильвании.

По ходу обучения, подобно другим своим собратьям, Алекс усвоил крылатые выражения вроде «доброе утро» или «тише». Попугай мог выразить расстройство или скуку, а его языковые и познавательные навыки, казалось, не уступают приматам.

Раскрывшиеся способности Алекса побудили зоолога продолжить исследования, и сейчас Пепперберг обучает еще двух птиц того же вида, которым даны прозвища Гриффин и Артур.

Незадолго до смерти Алекс работал над фонетикой труднопроизносимых слов. Когда 6 сентября после тренировки Пепперберг поздно вечером поместила попугая в клетку, он посмотрел на нее и произнес: «Ты хорошая. Завтра увидимся. Я люблю тебя». К следующему утру попугай умер.

ФАКТNEWS

***