В Красноярском крае прошли испытания нового российского спутника двойного назначения «ГЛОНАС-М». Он позволит непрерывно определять координаты воздушных, морских, наземных и космических объектов с точностью до одного метра.

Вибрация, вакуум, высокие и низкие температуры — все воздействия, которые испытывает космический аппарат при выводе его на орбиту и при работе в космосе, воссоздаются на стендах Научно-производственного объединения прикладной механики имени Решетнева. Здесь сегодня начались испытания навигационного спутника нового поколения «ГЛОНАС-М».

Космический аппарат помещают в безэховую камеру, где специальное покрытие стен исключает любое внешнее воздействие. Требования очень жесткие. «При испытаниях недостатки конструкции выявлялись, но они были успешно устранены», — говорит заместитель начальника отдела испытания НПО ПМ им. Решетнева Евгений Лысенко.

Спутник предназначен для быстрого и безошибочного определения координат воздушного, морского и сухопутного транспорта. Имеет двойное назначение — военное и гражданское. Это подтверждает Виктор Хартов, главный конструктор НПО, начальник отделения электрического проектирования и испытания: «Высокоточные ракеты, крылатые ракеты, самолеты, вертолеты — все используют это. И в гражданской жизни применений этому очень много».

Всё — от проектирования космических аппаратов до сборки — производится на НПО ПМ. Вплоть до тестирования каждого элемента. А это без малого 200 тысяч радиодеталей и микросхем. В отличие от предыдущих моделей срок эксплуатации модернизированных космических аппаратов «ГЛОНАС» увеличен до 7-10 лет. Что позволит сэкономить миллиарды рублей.

Современный навигационный спутник «ГЛОНАС-М» будет запущен на орбиту в конце нынешнего года. Общее количество космических аппаратов такого класса будет доведено до 11 штук. Главная задача: сделать это в кратчайшие сроки, чтобы обойти европейских конкурентов.

Марат Хасанов

Вести.Ru

*