«Литвиновской дорожкой» до сих пор называют старожилы Безымянки путь, по которому ходили на работу сотни тружеников предприятий Кировского района. В годы войны эта трехкилометровая пешеходная дорога от Соцгорода до заводов пролегала через канавы и рытвины, оставленные первыми строителями Безымянки…

Особенно трудно было ходить по ней в осеннюю распутицу, в кромешной темноте. В военное время у строителей до благоустройства дорог не доходили руки, да и средств на это всегда не хватало.

Зная все это, директор завода № 1 В.Я.Литвинов взял обустройство дороги на себя. В первых числах октября 1945 года он издал приказ о строительстве пешеходной дорожки силами рабочих и служащих завода. Трассу поделили на участки и за каждым из них закрепили цех или отдел. Цеху Шубина поручили засыпку дорожки шлаком. Цехам Мельникова и Шалфеева дали задание изготовить 8 металлических мостиков через канавы. А цех Геллера обязали провести электроосвещение.

    Все работы наметили закончить в срок до 20 октября, для чего включили их отдельной строкой в социалистические обязательства в честь 28-й годовщины Октябрьской революции. И дело пошло. Уже в ноябре труженики безымянских заводов ходили на работу по чистой, хорошо освещенной, благоустроенной дорожке, которую в народе так и назвали «Литвиновской».

    Может, и не стоило так подробно останавливаться на этом небольшом эпизоде многогранной деятельности директора Литвинова. Но он характерен для этого крупного руководителя. Забота о людях, быстрое и качественное решение производственных и бытовых проблем, четкое исполнение намеченных заданий были главными чертами Виктора Яковлевича.

    Литвинов родился в 1910 году в Таганроге в семье слесаря железнодорожного депо. После школы поступил в Таганрогский индустриальный техникум. Способного паренька заметили и направили после учебы в Москву на известный Государственный авиационный завод №1, бывший «Дукс» — колыбель отечественного авиастроения. В разное время здесь выпускались «Фарманы», «Ньюпоры», истребители «Чайка», а позже знаменитые «МиГи».

    Литвинов быстро прошел путь от рядового техника-конструктора до заместителя главного инженера завода. Поступил на вечернее отделение Московского авиационного института и в 1937 году с отличием окончил его. Ему предлагали аспирантуру, но он предпочел остаться на производстве. В 28 лет он стал главным технологом завода, одним из ведущих авторов нового принципа самолетостроения, в основе которого лежала параллельная разработка конструкции новых машин, выпуск чертежей на них и подготовка сборочного производства. Это сокращало время выпуска новых самолетов. Так, всего за шесть месяцев был созданы известные истребители МиГ-1 и МиГ-3. Уже в предвоенном 1940 году было выпущено свыше ста этих стремительных, маневренных, неплохо вооруженных машин. За их освоение завод был награжден орденом Ленина, а Виктор Литвинов стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

    Когда началась война, завод №1 в Москве стал важнейшей целью немецких бомбардировщиков. Было принято решение эвакуировать предприятие в Куйбышев. Переезд начался в конце октября, а уже в декабре 1941 года на новой площадке, в недостроенных цехах завод собрал первые 28 истребителей «МиГ», а потом перешел на выпуск штурмовиков Ил-2. Став главным инженером, а с июля 1944 года директором завода № 1, Виктор Литвинов организовал поточный выпуск боевых машин, который помог дать Красной Армии 11863 штурмовиков Ил-2 и 1225 Ил-10. В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации авиационного производства Виктор Яковлевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда. А за внедрение поточного метода сборки самолетов ему была присуждена Государственная премия.

    20 лет проработал Литвинов директором крупнейшего в стране авиазавода, который выпускал скоростные реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, а потом бомбардировщики Ил-28 и Ту-16. Несмотря на всю сложность выпуска этих машин, нередкие производственные просчеты, он не уволил ни одного заводского руководителя и часто сам приходил к ним на помощь. При всем этом он оставался простым, доступным человеком. Часто бывал в цехах своего предприятия. Многих рабочих знал в лицо, здоровался с ними за руку, заходил в курилки и подолгу беседовал с производственниками. Он был очень уважаемым и авторитетным руководителем, к мнению которого прислушивались руководители области.

    После войны Литвинов помогал строить жилье и бытовку для работников завода, «пробивал» строительство Дворца культуры на площади имени Кирова. Наряду с боевыми машинами предприятие наращивало производство различной народнохозяйственной техники. За освоение гражданской продукции директор Литвинов был награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». В 1962 году как выдающегося организатора его назначили председателем Куйбышевского совнархоза, а потом заместителем председателя Средне-Волжского совнархоза.

    В 1965 года Литвинов получил новое назначение. Он стал заместителем министра общего машиностроения СССР. Но и в этой должности он оставался верным другом Самары, часто приезжал на свой завод.

    В 1981 году в Таганроге был торжественно открыт бюст дважды Героя Социалистического Труда В.Я.Литвинова. К тому времени Виктор Яковлевич был кавалером четырех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреатом двух Государственных премий, имел множество других почетных наград. А через год его не стало.

    Виктора Яковлевича до сих пор хорошо помнят и почитают в Самаре. Именем Литвинова в 1984 году была названа бывшая Электрифицированная улица. Ему посвящена крупная экспозиция в музее «ЦСКБ-ПРОГРЕСС». Каждый день по бывшей «Литвиновской дорожке» шагают на работу тысячи молодых тружеников нынешней Безымянки. Как знать, может кто-то из них повторит путь выдающегося руководителя авиакосмической промышленности Виктора Яковлевича Литвинова.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, а также публикации заводской газеты «Сталинец»

*