Из истории, как из песни, слова не выкинешь… Мы даем эти исторические материалы, полагая, что их могут прочитать не только те, кто пережил страшное военное лихолетье, но и нынешняя молодежь. Она должна прочувствовать атмосферу того времени. Специально не комментируем некоторые партийные решения, такие как посылка в разрушенный Сталинград агитационной литературы. Но и в партии были умные люди. О них, об их работе наш сегодняшний рассказ.

30 июня 1941 года в Москве под председательством И.В.Сталина был создан Государственный Комитет Обороны, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Вслед за ним в 60 городах страны были образованы Городские Комитеты Обороны, объединившие под партийным руководством гражданскую и военную власть на местах. В Куйбышеве ГорКО возглавил первый секретарь обкома ВКП(б) В.Д.Никитин.

    На Безымянке в это время уже строились корпуса будущих предприятий авиапрома, в них размещались эвакуированные аиазаводы и было ясно, что основным профилем оборонной промышленности Куйбышева станут боевые самолеты. Так оно и оказалось. Председателю ГорКО В.Никитину пришлось работать в тесном контакте с наркомом авиационной промышленности А.И.Шахуриным. Вот как об этом вспоминает сам Алексей Иванович.

    «Многое делали для авиапромышленности в Куйбышеве городская и областная партийные организации. Отношение к нашим нуждам было исключительное. Парторгагизацию в Куйбышеве возглавлял молодой, очень способный и энергичный руководитель Владимир Никитин. Высокий, с правильными красивыми чертами лица. Глаза его буквально впивались в собеседника, когда он спрашивал: «Ну как, все понятно?». И попробуй ответить, что нет. Тогда Володя встанет и, отрубая каждое слово, скажет так, что не понять нельзя. Его понимали с полуслова».

    Куйбышевский ГорКО не имел своего аппарата, но через областной, городские и районные Советы депутатов трудящихся Никитин решал важнейшие хозяйственные задачи. Такие как наращивание выпуска продукции для фронта, размещение эвакуированных, обеспечение населения продовольствием, помощь селу и даже работу высшей школы. Это Никитин ходатайствовал перед ГКО об открытии в Куйбышеве авиаинститута и авиатехникума. Это он отстоял сельхозинститут от превращения его в текстильную фабрику. А еще занимался вопросами добычи нефти и газа, развитием транспорта и связи, ну и, конечно, работой городских, районных и заводских парторганизаций.

    Партийные организации в годы войны во всем ставили более высокую планку требовательности, чем исполнительная власть и хозяйственные органы. Например, для наращивания выпуска военной продукции коммунисты требовали вести учет труда не по выполненным нормам, а по завершенным заданиям. Действующие нормы быстро устаревали, а задания планировались исходя из потребностей фронта, и зачастую значительно превышали нормы. Выполнение суточных и месячных заданий стало главным показателем работы каждого коллектива.

    На областных партийных активах все вопросы рассматривались также с учетом запросов фронта. Коммунисты требовали от хозяйственных руководителей более эффективного использования станков и оборудования, которые в некоторых цехах заводов были загружены лишь на 35-50 процентов. Критиковали оборонные предприятия за низкую дисциплину труда, за невысокое качество продукции, за недостатки в рабочем снабжении. В связи с острым дефицитом продовольствия областная парторганизация много внимания уделяла вопросам помощи селу, организации колхозных рынков.

    29 октября 1941 года с повесткой «О партийно-политической работе в военное время» прошло собрание партийного актива города Куйбышева. Оно призвало коммунистов «мобилизовать все силы и ресурсы города для отпора врагу».

    Сейчас могут показаться забавными усилия какого-нибудь полуграмотного коммуниста-агитатора, пытающегося повлиять на работу целого цеха или отдела. Но не надо забывать, что многие партийцы тогда свято верили в непогрешимость задач, поставленных ВКП(б) и вели агитационную работу вполне искренне. А беспартийных людей не нужно было долго агитировать работать с полной отдачей сил. Они и так это делали. Тем более что хорошая работа и оплачивалась лучше, и обещала дополнительное питание. Так что партийная пропаганда в условиях войны была обречена на успех.

    Особенно эффективно она влияла на развитие социалистического соревнования. Как известно, в предвоенные годы на предприятиях страны было широко распространено стахановское движение. С началом войны его роль возросла многократно. К концу 1941 года на предприятиях Куйбышева насчитывалось 27500 стахановцев. Партийные организации всячески пропагандировали их работу. Так, например, на авиационном заводе № 18 токарь Гавриил Извеков стал выполнять нормы на 200 процентов и обучил своим приемам всю бригаду, после чего ее стали называть «фронтовой». Парторганизация завода усиленно пропагандировала этот почин. Скоро соревнование за право называться фронтовыми бригадами получило широкое распространение по всей стране. К концу войны только в Куйбышеве таких бригад было 3101.

    Так же активно действовали парторганизаторы и при сборе средств для помощи территориям, освобожденным от фашистов. В январе 1943 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял решение о командировании в Сталинградскую область, Краснодарский и Ставропольский край лучших специалистов сельского хозяйства. Вместе с директорами МТС, зоотехниками, трактористами и комбайнерами выехала большая группа партийных работников. Она везла с собой целую библиотеку – труды Маркса, Энгельса, доклады и речи Сталина, журналы «Большевик» и «Спутник агитатора». Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) обязало куйбышевских коммунистов восстановить в освобожденных районах партийные кабинеты и наладить в них агитационную работу.

    Очень ценилось во время войны участие в партийных мероприятиях беспартийного населения. Это преподносилось как близость партии и народа. Отрыв коммунистов от народных масс, напротив, жестко критиковался. На предприятиях Безымянки коммунисты старались быть впереди во всех крупных начинаниях. Они взяли шефство над организацией поточного производства. Выступая на партийно-хозяйственном активе авиационного завода № 1, секретарь партийной организации механического цеха Деев призвал заводчан думать не только о себе, но и о смежниках, беспокоиться не только о своих заданиях, но и о равномерной отправке готовых деталей своим потребителям. Поточный метод хорошо помогал изжить штурмовщину.

    За годы войны партком завода имени Сталина не раз поднимал вопросы качества выпускаемой продукции, так как от этого зависели не только летные характеристики самолетов Ил-2, но порой и жизнь летчиков. Особенно нетерпимым явлением считались повторяющиеся дефекты. Они свидетельствовали о том, что в технологии производства агрегатов имеются серьезные недоработки. В связи с этим от заводских инженеров и технологов потребовали повысить качество их работы.

    С освоением нового изделия – штурмовика Ил-10 — появились новые проблемы. Некоторые цеха сильно отставали с выпуском агрегатов для этого самолета. Заводская парторганизация направила весь арсенал наглядной агитации – стенную печать, лозунги, плакаты, боевые листки, молнии на сокращение сроков выпуска первой машины, но это помогало мало. И тогда коммунистов передовых цехов призвали организовать шефство над отстающими. В качестве примера приводилась шефская работа цеха Мельникова в цехе Журавлева.

    Иван Ефимович Мельников проанализировал работу подшефных, а потом лично переговорил с поставщиками, которые нередко задерживали детали цеху Журавлева. Поставил на самые трудные участки своих рабочих. Вызвал своих электриков и механиков, чтобы наладить работу конвейера. И дело пошло. Цех Журавлева догнал график выпуска нового изделия.

    Таких примеров работы коммунистов завода можно привести множество. Партийная организация своими методами немало сделала для успешной работы своего предприятия. За годы войны завод имени Сталина 26 раз завоевывал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В 1945 году оно было передано заводу на вечное хранение и сейчас находится в музее «ГНПРКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС». Это награда за титанический самоотверженный труд, за огромный вклад куйбышевских авиастроителей в разгром фашистов.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, книгу А.Шахурина «Крылья Победы», а также публикации заводской газеты «Сталинец»