Взлететь с рязанского аэродрома и дозаправиться над полярным кругом — такова задача стратегического ракетоносца Ту-95. Теперь самолёт способен нести боевое дежурство ещё сутки. Крупномасштабные лётно-тактические учения охватили сразу несколько регионов России.

Самый ответственный момент учений наступает через три часа после взлета. Расстояние между воздушным танкером и готовым к дозаправке стратегическим ракетоносцем на глазах сокращается до 20 метров — это меньше, чем размах крыльев любого их двух самолетов. Стыковка происходит с первого раза. Теперь полет обеих машин должен проходить полностью синхронно. Допустимые отклонения от курса — всего несколько сантиметров. Иначе все придется начинать сначала. 25 тонн топлива перекачиваются всего за 15 минут. Ракетоносец уходит на выполнение учебной задачи.

Экипаж заправщика наблюдает за такой же операцией, проходящей в нескольких километрах по левому борту. Командир говорит, что последний раз своими глазами видел дозаправку в воздухе еще курсантом, когда отец, командовавший в то время дальней авиацией, брал с собой в полет.

«Мне тоже иногда очень хочется посмотреть, что же происходит там сзади. Всегда лучше видеть самому, а для нас в этом случае главное выдерживать режим полета», — признается командир экипажа самолёта Ил-78 Роман Опарин.

О масштабе учений говорит география их проведения. Воздушные танкеры взлетели из Рязани, ракетоносцы — из Саратовской области, а дозаправка проходила практически над Полярным кругом. Все экипажи — а в воздух в течение дня было поднято четыре заправщика и наземные службы — с задачей справились, несмотря даже на погодные условия, отмечает командир полка дальней авиации ВВС РФ Вадим Позоров. «В хорошую оценку даже по выходу уложились, там у нас на 15 секунд было чуть-чуть опоздания. Подтвердили свой нормальный класс», — говорит командир полка.

После пятичасового полета воздушные танкеры возвращаются в Рязань один за другим. Однако вместо отдыха — последний этап учений. Согласно легенде, посадка должна совершаться на зараженный аэродром. На земле все уже стоят в защитных костюмах. В них, несмотря на усталость, облачаются и экипажи. Цену своему труду пилоты воздушных танкеров знают. Именно благодаря возможности дозаправки в воздухе стратегические ракетоносцы России обладают мобильностью, недостижимой ни для подводных лодок, ни для баллистических ракет.

Выполнение учебной задачи продолжилось и после приземления воздушных танкеров. Стратегический ракетоносец Ту-95 всего при одной дозаправке способен нести боевое дежурство более суток, а при необходимости дозаправки могут повторяться неоднократно.

Алексей Баранов

Вести.Ru

*