16 марта 1942 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял постановление: Просить Государственный Комитет Обороны разрешить открыть в г. Куйбышеве авиационный институт на базе существующего индустриального института, сохранив факультет боеприпасов. Закрепить за авиационным институтом весь наличный педагогический персонал индустриального института и учебное оборудование.

16 марта 1942 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял постановление:

Просить Государственный Комитет Обороны разрешить открыть в г. Куйбышеве авиационный институт на базе существующего индустриального института, сохранив факультет боеприпасов. Закрепить за авиационным институтом весь наличный педагогический персонал индустриального института и учебное оборудование.

Предложить директору завода № 24 т. Жезлову освободить переданные под общежития рабочим учебный и административный корпуса индустриального института за счет переселения рабочих в другие помещения.

Считать целесообразным открыть при авиаинституте вечернее отделение без отрыва от производства.

    ГКО ответил согласием и 1 октября 1942 года новый институт принял студентов. Такой ВУЗ просто не мог не появиться в Куйбышеве. По крайней мере шести крупным предприятиям авиастроительного профиля остро не хватало инженерных кадров. Вузу было предоставлено два учебных корпуса: на Молодогвардейской, 151 и на Ульяновской, 18. Занятия вели ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов страны. Среди них — будущий вице-президент АН СССР И.Д.Миллионщиков, член-корреспондент АН Белорусской ССР М.Г.Крейн, профессора А.М.Сойфер, Н.И.Резников, М.И.Разумихин и другие.

    Директором института был назначен бывший начальник цеха завода № 1 имени Сталина Ф.И.Стебихов. Он заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее.

    Федор Иванович Стебихов родился в 1899 году в городе Кричеве Могилевской области в семье крестьянина-бедняка. В 1913 году поступил в местную ремесленную школу. Потом была армия, работа в ЧК по борьбе с беспризорностью, рабфак, учеба в Московском механико-машиностроительном институте имени Баумана. После института он был направлен на работу в конструкторское бюро завода № 1. В 1939 году Стебихова назначили начальником цеха.

    Федор Иванович чудом избежал сталинских репрессий. Один из сослуживцев написал на него донос. Но эта бумага по счастливой случайности попала в руки следователю, с которым Стебихов был знаком еще по совместной работе в борьбе с беспризорностью. Старый товарищ выручил его, уничтожив донос. И вместо тюрьмы Федор попал в торгпредство в Германии – закупать новое оборудование для завода.

    Почти год Стебихов работал за границей, его ожидало повышение по службе, но тут грянула война. Она застала его дома, в Москве, во время очередного отпуска. Когда начались бомбежки столицы, Федора Ивановича направили в Куйбышев на завод № 122 – готовить базу для эвакуации завода имени Сталина. Туда же отправили и его семью.

    Неделями не покидая территорию завода, Федор Иванович наладил будущее производство. Потом принимал из Москвы оборудование и людей, распределял их по корпусам. А завод приступил к работе на новом месте, стал начальником механического цеха, основу которого составляли станки-автоматы.

    Его считали одним из лучших руководителей на заводе. Редкий приказ директора обходился без упоминания в качестве примера хорошей работы цеха Стебихова. Федора Ивановича хвалили за хорошо организованное социалистическое соревнование, за систематическое перевыполнение заданий, высокую дисциплину, умелую работу с кадрами. Он взял за правило лично беседовать с каждым из принимаемых на работу в цех. Безошибочно оценивал возможности и способности новичка и направлял его туда, где он мог принести наибольшую пользу производству. Вот один из последних приказов по заводу, где упоминается имя Стебихова.

                                                   

Приказ

                                 по заводу от 24 июня 1942 года

    Коллектив цеха т. Стебихова взятые на себя обязательства о досрочном выполнении полугодовой программы выполнил с честью. Программу июня цех выполнил к дню годовщины начала Великой Отечественной войны на 108,8 процента. Полугодовую программу к этому же дню цех выполнил на 106 процентов.

    Отмечая перевыполнение полугодовой программы, поздравляю весь коллектив цеха т. Стебихова с достигнутыми успехами и приказываю:

Коллективу цеха т. Стебихова объявить благодарность.

Начальнику цеха т. Стебихову Ф.И. объявить благодарность с занесением в трудовую книжку.

Настоящий приказ довести до сведения всего коллектива завода и, мобилизовав все силы на выполнение взятых социалистических обязательств, в ответ на первомайский приказ товарища Сталина, с честью закончить план первого полугодия по заводу в целом.

                                                                                    Директор завода А.Т.Третьяков

    Способный, грамотный, целеустремленный начальник цеха Ф.И.Стебихов, безусловно, мог бы вырасти и стать крупным руководителем на своем заводе. Но у Наркомата авиационной промышленности в отношении его были другие планы. Летом 1942 года он был вызван в Москву, и вернулся оттуда директором Куйбышевского авиационного института. Ему предстояло создать базу для выпуска дипломированных специалистов авиационной промышленности.

    Преподавателей набирали из числа эвакуированных в Куйбышев специалистов различных отраслей промышленности. В 1942 году их было около 40. На четыре курса были зачислено 790 студентов. Занятия начались в оговоренный срок – 1 октября.

    Обустройство института тоже начинали с нуля. В здании на Ульяновской улице размещались и аудитории, и общежития для сотрудников и студентов, а в подвале учебно-производственные мастерские. Крупным успехом работы ректора было открытие институтской столовой. Стебихову удалось выбить для нее фонды на продукты. Обед в столовой состоял всего из двух блюд, но и это уже было большим достижением: студентам и преподавателям не нужно было все время думать о еде. Потом появился свой институтский магазин. А чтобы иметь побольше овощей и картофеля, Федор Иванович добился отвода 24 гектаров земли для подсобного хозяйства.

    Институту достались старые, давно не ремонтировавшиеся помещения. Поэтому летом 1943 года была создана бригада студентов в количестве 90 человек, которая занялась ремонтом зданий, кабинетов и лабораторий. Другая бригада занималась заготовкой дров для института и для города. Напилив 2 тысяч кубометров дров и обеспечив институт топливом на зиму, студенты шли на практику на Безымянские заводы. Учеба и труд во время войны были неразделимы.

    Под девизом «Все для фронта, все для победы» институт создавал творческие бригады ученых и заводских инженеров, которые решали важные научно-технические и организационные задачи, направленные на повышение производительности и качество труда. С помощью таких бригад был, например, налажен поточный метод производства, который помог безымянским заводам резко увеличить выпуск самолетов и авиадвигателей. Ученые КуАИ помогли усовершенствовать штурмовик Ил-2, а потом освоить выпуск еще более мощного и хорошо вооруженного Ил-10.

    В 1944 году состоялся первый выпуск молодых инженеров из тех, кого в 1942 году принимали с незаконченным высшим образованием на старшие курсы. Дипломы получили 10 человек. Но к этому времени число студентов КуАИ выросло до 1100, а преподавателей до 98. Из них 24 имели ученые звания и степени, хотя сам Стебихов не был даже кандидатом наук, он защитил свою кандидатскую лишь в 1953 году. Но зато в 1944 году он открыл в институте аспирантуру, через которую прошли многие нынешние преподаватели и ученые.

    За три военных года в авиаинституте была создана прочная база по подготовке инженерных кадров для авиационной промышленности. Многие выпускники вуза стали ведущими специалистами безымянских предприятий, известными учеными, конструкторами космических ракет, а сам институт в сентябре 1992 года получил статус аэрокосмического университета.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, а также публикации заводской газеты «Сталинец»