Быстрые, хорошо вооруженные, надежно защищенные броней штурмовики Ил-2 всю войну были эффективным оружием для борьбы с танками и другой немецкой военной техникой. В 1943 году в дополнение к ним КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10. Это был тяжелый штурмовик – цельнометаллический бронированный моноплан, воплотивший в себе все лучшие качества самолета Ил-2.

Он имел четыре пушки калибра 23 мм, а кроме того брал под крыло восемь реактивных снарядов PC-82. В бомбоотсеках и на внешней подвеске мог нести до 600 кг бомб различного калибра. При собственном весе 4680 кг его взлетный вес доходил до 6500 кг. Максимальная скорость Ил-10 с мотором АМ-42 в 1750/2000 л. с. достигала у земли 507 км/час, а на высоте 2800 м до 550 км/час. Эту высоту он набирал менее чем за 5 мин. Шасси на Ил-10 убиралось по потоку назад, затем поворачивалось и полностью помещалось в крыло. Гондол для шасси уже не было, и крыло стало почти чистым. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж. Благодаря этим и некоторым другим конструкторским решениям аэродинамика самолета стала блестящей.

    По заданию правительства первые агрегаты для Ил-10 были изготовлены в Куйбышеве на заводе № 18 в конце 1943 года. В первом квартале 1944-го здесь началось изготовление опытного экземпляра этого самолета. Работали в тесном контакте с конструкторами Ильюшина. Они не только готовили чертежи, но и вместе с технологами завода принимали участие в монтаже узлов. Все знали, что после испытания новой машины она пойдет на заводе в серию, поэтому отрабатывали производство агрегатов так, чтобы их можно было сразу пустить на поток. Это помогло заводу № 18 во втором полугодии 1944 года, не снижая выпуска Ил-2, собрать 73 новых машины, и свыше 40   передать фронтовой авиации. К апрелю 1945 года производство Ил-10 было доведено до 150 машин в месяц, а в июне завод полностью перешел на выпуск новых самолетов.

    На соседнем заводе имени Сталина производство Ил-10 началось значительно позже. Вечером 27 июля 1944 года в помещении фабрики-кухни состоялось совещание руководящего состава завода, на которое были приглашены начальники отделов, ведущие конструкторы, мастера, стахановцы. На нем директор завода В.Я.Литвинов огласил новое задание правительства – освоение серийного производства изделия 31 – штурмовика Ил-10. На этом же совещании был утвержден график выпуска новой машины и социалистические обязательства коллектива.

    Это была своеобразная клятва заводчан, в которой они давали слово выпустить новый штурмовик в сроки, установленные напряженным графиком. При этом конструкторы завода обязались ускорить производство оснастки, инструментальщики – обеспечить цеха своими изделиями, нормировщики – создать базу для поточного производства, а начальники цехов – воплотить все это в готовую продукцию.

    Несмотря на то, что соседний 18-й завод почти на год раньше начал выпускать узлы для новой машины, завод № 1 вызвал соседей на соревнование по подготовке серийного производства Ил-10. Идея о развертывании такого соревнования была подсказана сверху, но она нисколько не противоречила реалиям того времени. Желание дать Красной Армии новый самолет было настолько велико, что работники завода были готовы померяться силами с соседями, у которых был опыт работы с новой машиной. Ход соревнования освещался в заводской радиогазете и в многотиражке «Сталинец».

    Уже в первых числах августа в цехе Кузнецова, который готовил оснастку для изделия 31, было организовано десять фронтовых бригад. Свои августовские задания они выполнили на 235, 387 и даже на 466 процентов и раньше сроков передали в другие цеха первоочередную оснастку. Комсомольцы завода обратились к молодежи предприятия взять шефство над новым изделием и сдавать детали к нему на 3 дня раньше срока и только отличного качества. Для того чтобы поддержать такой напряженный ритм производства, многие молодые плановики, технологи, контролеры, имевшие опыт работы на станках, на несколько дней возвращались к своей прежней профессии.

    Вскоре появились первые случаи срыва сроков поставки деталей. Учитывая огромную важность соблюдения графика работы по изделию 31, приказом по заводу начальникам цехов Шалфееву, Шванкову, Храмову, Сатину, Савельеву за задержку узлов и деталей были вынесены выговоры и строгие предупреждения. В том же приказе отмечалась хорошая работа цехов Иванова, Мельникова, Иткинда.

    В конце августа многие цеха досрочно выполнили задания по сборке узлов Ил-10. А в целом по заводу августовское задание было выполнено на 104 процента. 8 сентября в сборочный цех стали поступать первые агрегаты для новой машины. Их сборка шла по графику, разбитому даже не по дням, а по часам. Однако из-за того, что цехи Храмова и Алексеева задержали подачу своих изделий, рабочие мастерской Попугина пять суток не выходили из сборочного цеха, чтобы выпустить самолет в срок.

    И вот 18 сентября 1944 года из ворот сборочного цеха вышел первый самолет Ил-10. Вечером, несмотря на мелкий осенний дождик, полюбоваться на новую машину пришел весь завод. Рядом с самолетом прошел митинг. Директор завода Литвинов поздравил коллектив с новой победой и сказал: «Лучшими цехами при выпуске этого изделия были все цеха. Но мы не должны забывать о старой машине. Фронт требует ее непрерывной подачи, и мы поддержим Красную Армию своей работой». Секретарь обкома ВКП(б) выразил уверенность, что завод в сентябре завоюет переходящее Красное Знамя ГКО. А зам. Главного конструктора сказал, что теперь главное — превратить единицы Ил-10 в тысячи и пожелал выпускать больше новых штурмовиков и только отличного качества. Как водится, было зачитано приветственное письмо «дорогому и любимому Иосифу Виссарионовичу Сталину», раздались крики «Ура!».

    Через несколько дней новый самолет поднялся в воздух и был всесторонне испытан. 28 декабря завод № 1 рапортовал правительству о выполнении годового плана по всем показателям, в том числе и по изделию 31. Потом началось все возрастающее серийное производство штурмовиков Ил-10, оно продолжалось до 1946 года. Всего завод № 1 выпустил их 1125 экземпляров.

    26 января 1946 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР о присуждении Сталинских премий за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов работы в военные годы. За разработку конструкций нового самолета-штурмовика «Ильюшин-10» и коренное усовершенствование штурмовика «Ильюшин-2» Герою Социалистического Труда, конструктору по самолетостроению Ильюшину Сергею Владимировичу была присуждена Премия первой степени в размере 150 000 рублей. Премии второй степени в размере 100 000 рублей присуждены Литвинову Виктору Яковлевичу, директору завода № 1 имени Сталина и инженерам того же завода Гутману, Иванову, Бабакину, Шишову.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, а также материалы заводской газеты «Сталинец»

*