Даже бессловесные твари в определенных обстоятельствах могут хранить в себе малую толику литературного наследия общепризнанного гения. И передавать ее из поколения в поколение.

Приблизительно такое заявление обнародовал на днях муниципалитет городка Ки-Вест, взявший под свое покровительство почти шесть десятков кошек, живущих в Доме-музее Эрнеста Хемингуэя. Как утверждают сотрудники самого музея, большинство животных является прямыми потомками кота Снежка, подаренного писателю моряками в середине 30-х годов и бывшего непосредственным свидетелем создания романа «По ком звонит колокол» и многих хемингуэевских рассказов. И потому распространять на них требования обычного законодательства, регулирующего правила содержания домашних животных, по меньшей мере неуважительно.

Заступничество муниципалитета небольшого островка между Флоридой и Кубой, гордящегося тем, что известный писатель прожил у них около десяти лет, потребовалось из-за того, что федеральные чиновники США отказались признавать живущих в Ки-Весте котов исключительными. Министерство сельского хозяйства потребовало от музея оформить лицензию на право содержать и публично демонстрировать животных — подобную той, что полагаются циркам или зоопаркам. Или же сократить количество кошек до четырех, как опять же требует законодательство. Сравнение с цирком, понятное дело, хранителям наследия Хемингуэя показалось просто оскорбительным, а уж призыв избавиться от котов — чуть ли не подстрекательством к геноциду. Музейщики гордятся своей популяцией, у многих представителей которой к тому же имеется генетическое отклонение — количество пальцев на лапах больше чем у обычных домашних кошек. Шестипалым, как уверяют, был сам Снежок, и эта особенность передалась его потомкам, что в принципе неудивительно в условиях небольшого островка. «Почти половина наших котов — полидактили!» — гордо заявлено на официальном сайте Дома-музея Хемингуэя в Ки-Весте.

Историческая, общественная и туристическая значимость кошек, носящих имена известных киноактеров, литераторов и художников, признана не только администрацией Ки-Веста. Вакцинами и медикаментами сотрудничающих с музеем ветеринаров снабжают американские гиганты фарминдустрии, корма поставляют тоже довольно известные компании. Сфотографироваться рядом с черно-белым Чарли Чаплином, рыжими Арчибальдом Маклейшем и Пабло Пикассо, почесать за ухом разноцветную красавицу Одри Хэпберн или серенькую Софи Лорен хотят многие туристы, не говоря уже об участниках регулярно проводящегося на острове конкурса двойников старины Хэма. Многие даже пытаются купить или выпросить котенка, что, впрочем, уже невозможно, поскольку большинство животных стерилизовано, а появляющиеся изредка котята призваны поддерживать численность островной популяции. Но, несмотря на отсутствие у музея коммерческой выгоды в разведении котов, чиновники из минсельхоза требуют соблюдать закон. И на этом основании пытаются даже закрыть дом Хемингуэя.

Споры, длившиеся несколько лет, в январе 2007-го дошли до суда, причем инициаторами выступили сотрудники музея. Как сообщает Miami Herald, попытки судьи, явно не желающего вникать в тонкости литературно-юридического конфликта, уговорить стороны к мировому соглашению пока успехом не увенчались. И в конце июля должно состояться очередное заседание.

"Время новостей"

***