По последним данным Интерпола, годовой оборот торговли экзотическими животными в мире составляет примерно 9 млрд. долларов, причем львиная доля приходится на Россию. Ежегодно на границе задерживается до 130 тыс. экзотов.

Маленькие обезьянки приносят своим хозяевам большие деньги. Фото: ИТАР-ТАСС

Большая часть контрабандных животных – попугаев, обезьян, тигров, удавов и пр. – раскупается уличными фотографами, предлагающими туристам сделать забавные карточки с заморскими зверушками. Каждое лето тысячи таких дельцов заполняют обе столицы и курортные города. У подавляющего большинства из них нет ни разрешения на ведение бизнеса, ни документов на зверей. Многие животные попадают к фотографам уже больными, причем инфекция может передаться и людям.

От жестокого обращения экзоты погибают уже через полгода-год. Но это мало кого волнует: сезонные заработки на «зверушках» составляют 100–500 млн. рублей, что позволяет окупить любые затраты.

Контрабанда животных в России поставлена на поток. «К нам в страну зверей везут в чемоданах с двойным дном и даже в термосах», – рассказала «НИ» президент Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова. – Из ста перевезенных зверей выживают в лучшем случае десять – пятнадцать». Впрочем, контрабандисты с лихвой окупают потери. По словам г-жи Новожиловой, макака в Заире стоит около 70 долларов. В Москве ее можно продать уже за 700. Фотографы, покупающие диких животных, не скупятся. Отбивают они такую сумму достаточно быстро. В частной беседе с «НИ» фотограф Сергей признался, что за день он зарабатывает от 4 до 10 – 12 тыс. рублей.

Свободная продажа и покупка экзотических животных зачастую оборачивается против самих же людей. К примеру, в Крыму только за два месяца 2007 года 74 человека подали заявление в милицию о том, что их покусало животное, с которым они хотели сфотографироваться. Нетрудно догадаться, сколько людей предпочли никуда не обращаться и поскорей забыть об этом досадном происшествии. «Кстати, такой укус может нести в себе порядка 200 заболеваний, среди которых встречаются неизлечимые формы гепатита и даже СПИД, – рассказала «НИ» г-жа Новожилова. – И это неудивительно, ведь большинство животных, работающих на улице, не прошли карантин, им не были сделаны специальные прививки». Например, достаточно сфотографироваться с симпатичным говорящим попугаем, чтобы заразиться орнитозом – серьезной болезнью, которая поражает печень, селезенку и сердце человека.

На Красной площади фотографируют с орлом, у которого подрезаны крылья. Фото: КАРИНА ДЮБА

Контролировать деятельность недобросовестных фотографов практически невозможно, отмечают в столичном департаменте природопользования. Рейды не дают должного эффекта: в день проверки фотографы исчезают с насиженных мест с тем, чтобы через неделю появится там снова. Кроме того, из-за слабости законодательной базы доказать, что фотографы издевались над животными, получается далеко не всегда. Исправить ситуацию могли бы постовые милиционеры, которые постоянно дежурят в местах массового скопления людей. Но им, судя по всему, не до животных – за людьми бы углядеть.

Выходом из ситуации мог бы стать запрет на «животные фотографии». По такому пути пошли большинство европейских стран.

Подробности читайте на страницах газеты «Новые Известия».

"Новые Известия"

***