Необычное судебное разбирательство завершилось в Ульяновской области. Местная Фемида оштрафовала завод за использование в рекламе пива изображения раков, сославшись на то, что российское законодательство запрещает эксплуатировать образы животных. Правда, сами пивовары с такой трактовкой не согласны. Они заявляют, что раки – не животные, а всего лишь закуска.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (УФАС) оштрафовало один из старейших заводов в России «Трехсосенский» за чрезмерное увлечение рекламой. В рекламных баннерах их пива антимонопольщики усмотрели грубое нарушение действующего законодательства.

«В рекламе использовано изображение трех раков, совершающих действия, присущие человеку, – один рак, держа бутылку пива, наливает напиток в кружку, второй держит клешнями кружку за ручку, третий через прозрачное стекло кружки смотрит на налитое в кружку пиво, – пояснили «Новым Известиям» в УФАС. – Между тем согласно законодательству в рекламе пива нельзя использовать образы людей и животных. Наше ведомство еще никогда не сталкивалось с подобными нарушениями».

Антимонопольщики обратились в суд, потребовав наложить штраф на завод. Суд принял сторону УФАС, но пивовары решили отстаивать свои интересы до конца и подали кассационную жалобу. Руководство завода уверено в собственной правоте и приводит железный аргумент: мол, раки – это вовсе не животные, а закуска. Тем более, утверждают представители завода, на рекламных баннерах распивающие пиво раки были изображены в вареном виде. Согласно этой логике речь в данном случае идет уже о не живом существе, а о кулинарном блюде.

«Безусловно, у большинства любителей пенного напитка раки ассоциируются с традиционной закуской, – пояснил «НИ» юрист Игорь Иванов. – Между тем в законодательстве нет разделения животных на живых и мертвых. Конечно, вообще трудно вообразить, как раки пьют пиво, но еще труднее представить, как его пьют мертвые раки».

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не прислушался к доводам пивоваров и признал законным решение о наложении штрафа на завод в размере 80 тыс. рублей.

Местная общественность с радостью встретила решение суда. «Уже давно пора очистить регион от всякой мерзкой рекламы. Недавно, к примеру, рекламу пива разместили на оборотной стороне билетов в кино на детские сеансы», – вспоминает заместитель секретаря региональной Общественной палаты Константин Долинин.

Впрочем, животные уже не впервые оказываются в центре подобных скандалов. Не столь давно в Ульяновске другой пивзавод выпустил сорт пива под названием «Два веселых гуся», после чего в регионе началась рекламная кампания напитка. «Веселые гуси» красовались даже на городских трамваях. Пивовары решили сыграть на известной детской песенке про лапчатых, но бдительная общественность усмотрела подвох в данном рекламном ходе. «Промышленники решили с помощью этой рекламы сформировать потребительскую аудиторию, в которую должны были войти школьники, ведь у детей в сознании неизбежно возникнет ассоциативная связь песни с пивом», – говорит г-н Долинин. Тогда, правда, до суда дело не дошло – пивовары добровольно сняли бренд с гусями.

"Новые Известия"

*