Вчера в Оренбурге огласили первые результаты расследования аварии на трубопроводе компании «Оренбурггазпром», произошедшей в ночь с 15 на 16 июня. В зоне поражения сероводородом оказались почти 300 тыс. жителей областного центра, а в больницы с признаками острого отравления обратились 753 человека. При этом аварийные службы газовой компании, местные власти и структуры МЧС не смогли оперативно ликвидировать утечку, сообщить об аварии населению и провести эвакуацию пострадавших. Депутаты регионального Заксобрания охарактеризовали произошедшее как «полный системный провал», заявив о готовности провести собственное расследование.

Вчера на совещании у губернатора Оренбургской области Алексея Чернышева были озвучены первые результаты расследования аварии, произошедшей в ночь с 15 на 16 июня на конденсатопроводе ООО «Оренбурггазпром», в 26 км от областного центра. В результате мощного выброса газа облако газа накрыло Южный поселок, село Ивановка, часть поселка Пригородный и несколько районов Оренбурга. «Содержание сероводорода в воздухе на некоторых улицах в Южной части города превышало ПКД (предельно допустимая концентрация) в 30-34 раза», — сообщил „Ъ“ депутат регионального Заксобрания Владимир Фролов. При этом в больницы, по данным регионального Минздрава, с признаками острого отравления обратилось 753 человека, которые жаловались на рвоту, головокружение и слабость.

На городской станции «Скорой помощи» „Ъ“ сообщили, что особенно тяжело после «газовой атаки» приходилось людям с хроническими заболеваниями органов дыхания и «сердечникам». «Мы давали консультации по телефону, как спасти себя от отравления: закупорить помещения, развешивать мокрые простыни в комнате, дышать через мокрые носовые платки», — рассказала начальник медицинской части городской станции Татьяна Трофимова, добавив, что «скорая» выезжала к тем, кому было действительно плохо, но большинство «от госпитализации все-таки отказались». По словам же министра здравоохранения Оренбургской области Владислава Голикова, в ночь на 16 июня в Оренбурге всего было 18 серьезных госпитализаций, и в настоящее время в больнице остается три человека: женщина и двое детей с диагнозом «отравление».

«Когда мы ночью почувствовали запах газа в доме, стали будить соседей, звонить в «скорую», газовую службу, службу спасения, но пробиться не могли — все линии были заняты, — вспоминает жительница Оренбурга Татьяна Сквалецкая. — Помощь оказывали сами себе: дышали через мокрые тряпки, надевали старые респираторы, пили активированный уголь». «У нас почти весь дом вышел на улицу — в квартирах вообще дышать было нечем, — рассказала „Ъ“ другая пострадавшая Марина Решетова. — У кого была возможность, на машинах или на такси уезжали за город. А в Южном сотни людей через мост бежали, задыхаясь! Детей в мокрые тряпки закутывали». В результате «газовой атаки» сама госпожа Решетова была вынуждена обратиться в больницу — ей поставили диагноз «острый панкреатит». «Самое печальное, что врачам запретили указывать в диагнозе «химическое отравление», только — пищевое. «Газпром» ведь может обанкротиться от исковых заявлений!» — считает она.

Оценивая произошедшее, оренбургский губернатор Алексей Чернышев заявил, что службы ООО «Оренбурггазпром» сработали безответственно. По его словам, в первые часы с момента аварии руководство компании не признавало, что источником газа является объект, принадлежащий предприятию. Письменное подтверждение о наличии утечки было получено только после двух часов ночи, когда облако газа уже переместилось на Оренбург. «Меры по ликвидации аварии были приняты только после того, как город уже был поражен газом. В ходе аварии давление в конденсатопроводе упало в два раза, но никакой тревоги не было», — заявил господин Чернышев, подчеркнув, что предприятие должно знать свои объекты, охранять их, в том числе и техническими методами.

Мэрия Оренбурга вчера призвала начать масштабное обследование газовых объектов ООО «Оренбурггазпром». «Авария в ночь с 15 на 16 июня — далеко не первый случай, когда Оренбург подвергается «газовой атаке». В этот раз в результате техногенной аварии сильнейший психологический стресс и физический дискомфорт испытали почти 300 тысяч оренбуржцев», — сообщили „Ъ“ в горадминистрации.

Кроме того, вчера в мэрии признали, что во время аварии, с 2 до 4 ночи — в городе отсутствовала телефонная связь, поскольку из-за нагрузки произошел перегрев и отключение телефонных станций. Однако в региональном филиале ОАО «ВолгаТелеком» „Ъ“ эту информацию опровергли, заявив, что никаких отключений не было, и «связь работала нормально». «Обычно за два часа линии принимают около 3 тыс. звонков. В эту ночь нами было зафиксировано более 193 тыс. звонков и попыток соединений. Естественно, что дозвониться было нереально», — пояснил пресс-секретарь филиала Григорий Горбунов.

Депутаты регионального Заксобрания намерены провести еще одно расследование произошедшего с привлечением специалистов. «Люди оценивают произошедшее, как полный системный провал по всей структуре ГО и ЧС, которой руководит лично губернатор, — заявил „Ъ“ депутат Фролов. — Власти просто не смогли защитить население, они сидели и ждали». По его мнению, еще ночью нужно было начать эвакуацию людей из Южных частей города, но этого сделано не было. Не были включены запасные каналы связи, а первое официальное сообщение по телевидению о произошедшей аварии было сделано только в 10 утра. Депутат не исключил, что пострадавшие жители Оренбурга обратятся в суд с исками на газовую компанию.

В свою очередь, топ-менеджмент «Оренбурггазпрома» по-прежнему отказывается комментировать ситуацию, поясняя лишь, что причиной утечки стала криминальная врезка, о которой было сообщено в МЧС и другие службы сразу после ее обнаружения.

"Коммерсантъ — Поволжье"

*