Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с «Временем новостей» провели в мае исследование «Структура регулярных платежей населения России». Емкость российского рынка приема платежей частных лиц оценивается в 25 млрд долл., а его ежегодный рост — в 15—20%.

(img)

Опросив 1600 человек из разных регионов России, мы хотели выяснить, насколько удобны те способы оплаты различных услуг, которые доступны сейчас, и как предстоит измениться этому рынку в будущем, чтобы стать более удобным для граждан.

Самыми значимыми платежами, которые совершает большинство сограждан независимо от возраста и предпочтений, стали коммунальные (87%). Второе место осталось за оплатой услуг телефонной связи, причем за мобильные телефоны мы платим больше, чем за стационарную связь (55% против 51%). На третьем месте по распространенности (39%) — налоги. Платное обучение получило достаточно широкое распространение — постоянно оплачивают пребывание детей и подростков в школе, вузе или детском саду в общей сложности 26% ответивших. Регулярные взносы по кредитам стали статьей расходов для почти четверти населения страны (23%), 13% оплачивают доступ в Интернет. Все остальные платежи регулярно совершает не более 10% населения.

Платежи, связанные с домашним хозяйством, чаще совершают женщины, а штрафы почти вдвое чаще оплачивают мужчины (их платит 10% мужчин и 6% женщин). Поскольку большинство штрафных санкций в повседневной жизни, как правило, связано с вождением автомобиля, этот перевес вполне объясним. Но, судя по следующим цифрам, это явление временное — женщины активно становятся автовладельцами. Они уже почти наравне с мужчинами оплачивают кредиты на покупку автомобиля (3% женщин, 4% мужчин), а ипотечные кредиты — даже чаще «сильного» пола (2% женщин против 1% мужчин).

Самые активные плательщики — люди в возрасте 25—34 лет. Исключение составляют лишь платежи за Интернет, которые молодежь 18—24 лет осуществляет интенсивнее (19% против 16% у 25—34-летних). Люди в возрасте от 35 до 44 лет активнее всех оплачивают коммунальные услуги (это делает 91% опрошенных в этом возрасте) и налоги (44%). Доля всех остальных платежей с этого возраста начинает сокращаться.

Из множества способов оплаты, которые сегодня доступны россиянам, более половины населения (54%) выбирает почту. Это вполне понятно, ведь почтовые отделения есть даже в самых обделенных различными услугами районах. В последнее время «Почта России» расширила возможности по приему платежей — в почтовом отделении можно оплатить не только коммунальные услуги, но и кредиты многих банков, мобильную связь, Интернет и спутниковое телевидение, при этом кое-где рассчитаться можно не только наличными, но и банковской картой. И все же удобство почты, судя по данным опроса, далеко от желаемого — удобной оплату услуг на почте считают лишь 34% респондентов. Во многих отделениях платежи принимают в одном окне вместе с выплатой пенсий и денежных переводов, так что оплатить услуги быстро и без очереди часто не получается.

На втором месте по степени распространения — оплата через отделения Сбербанка России (46% респондентов). Этот же способ является вторым по степени удобства — 31% опрошенных считает его удобным. Судя по отзывам людей, регулярно посещающих отделения Сбербанка, главная причина раздражения — все те же очереди и неэффективная система обслуживания. Оплачивать услуги в офисах получателей платежей, например в салоне сотового оператора или, если это стационарный телефон, отделениях «Ростелекома», тоже нравится далеко не всем, хотя регулярно делает это 18% населения, но лишь 10% довольны таким способом. А вот терминалами и специальными картами оплаты пользователи довольны — правда, эти способы пока доступны не везде и не для всех услуг. Но ситуация постепенно меняется: например, в Москве уже начали появляться терминалы по оплате штрафов ГИБДД.

Стоит обратить внимание, что серьезная доля (12%) регулярных платежей пока совершается «вчерную» — в опросе ее назвали оплатой наличными. Это платежи, которые нигде и никем не учитываются, например оплата арендованного жилья или гаража. Львиная доля арендных платежей производится наличными в руки хозяевам, и только в Москве их объем оценивается приблизительно в сумму около 1,5 млрд долл. ежегодно. Доля современных способов оплаты посредством Интернета и онлайновых систем пока очень низка и практически незаметна, хотя уже 1% опрошенных считает интернет-коммуникации удобными для платежей. Возможности интернет-платежей постепенно расширяются — например, недавно у держателей банковских карт появилась возможность оплачивать через Интернет билеты «Российских железных дорог», но технологии часто подводят. Так, вскоре после внедрения интернет-сервиса РЖД оказалось, что карты Visa, выпущенные Сбербанком, не могут быть приняты к оплате таким способом. Клиентам объясняют, что крупнейший в стране банк до сих пор не внедрил систему безопасности транзакций, которая необходима по правилам платежной системы Visa.

С возрастом предпочтения в способах оплаты сильно меняются. Более молодые люди предпочитают совершать платежи современными способами: в офисах получателей платежей, в кассах магазинов, картами оплаты, через банкоматы. Чем старше возраст респондентов, тем в большей степени они предпочитают оплачивать услуги в почтовых отделениях.

Авторы исследования обратили особое внимание на то, что многие люди, не считающие те каналы, которыми они сейчас пользуются для оплаты, удобными, пока так и не нашли достойного для себя варианта. «Это и есть потенциальная ниша для развития новых предложений и технологий», — резюмируют в НАФИ. Отраженные в результатах опроса предпочтения включают только сервисы, более или менее доступные жителям России. Но есть много способов оплаты, пока по разным причинам у нас не развитых. «В будущем возрастет распространенность банковских сервисов — то есть платежей без открытия счета, платежей с использованием банковских карт, денежных переводов. Населению и получателям платежей выгодно иметь дело с банками — деньги никуда не исчезнут, гарантированно дойдут до адресата», — прогнозирует вице-президент Русславбанка Андрей Круглов. В ближайшем будущем можно ожидать и развития таких сервисов, как платежи с помощью банковских приложений в мобильных телефонах (хотя попытки их внедрения уже есть), различные способы бесконтактной оплаты, которые можно применять и в магазинах, расширенное использование специальных карт (например, для оплаты не только мобильной связи, но и банковских кредитов).

"Время Новостей"