Минюст зарегистрировал указание Центробанка, которое расширит возможности граждан получать информацию о своей кредитной истории. Через десять дней запрос на информацию о том, в каком бюро хранится его кредитная история, гражданин-заемщик может направить телеграммой в центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) Центробанка. Ответ субъект кредитной истории (так в законе «О кредитных историях» называется заемщик) получит на электронный адрес.

Указание Центробанка №1821-У «увеличит количество каналов, по которым субъект кредитной истории будет иметь возможность получить в ЦККИ информацию о бюро кредитных историй, в котором хранится его кредитная история», говорится в официальном сообщении ЦБ.

По данным регулятора, в центральный каталог уже передано более 20 млн титульных частей кредитных историй. Сегодня в государственном реестре бюро кредитных историй 23 организации. На пять крупнейших из них — Global Payments, Национальное бюро кредитных историй, «Инфокредит», «Экспириан-Интерфакс» и кредитное бюро «Русский стандарт» — приходится около 96% кредитных историй физических и юридических лиц. Закон «О кредитных историях» предусматривает право заемщика на информацию о том, в каком бюро хранится его история. Заемщик может получить и саму свою историю, обратившись в бюро (раз в год бесплатно и неограниченное число раз за плату). Узнать, куда именно банк передал его историю, заемщик может в отделении любого банка (указание 1612-У), в любом бюро кредитных историй (указание 1635-У) или если заполнит интернет-форму на сайте Центробанка (указание 1610-У). В двух первых случаях ответ из каталога приходит по электронной почте в банк или кредитное бюро, а те в свою очередь информируют гражданина. Информация, полученная с через интернет-форму, приходит на электронный адрес обратившегося. Таким же образом придет ответ и на телеграфный запрос, поэтому в нем должен быть указан адрес электронной почты заявителя.

Сотрудники почты должны идентифицировать обратившегося в ЦККИ (он должен предъявить паспорт) и заверить телеграмму. Отправить телеграфный запрос можно будет через любое почтовое отделение, где предоставляются услуги телеграфной связи. Это, по мнению банкиров и сотрудников бюро кредитных историй, поможет жителям регионов, не имеющих выхода в Интернет и доступа к банковским отделениям, узнавать о своей кредитной истории. Тем более что и банки в расчете на клиентов в малонаселенных и отдаленных регионах уже начали предоставлять кредиты через почтовые отделения. Недавно такой сервис предложил «Хоум кредит энд финанс банк». Впрочем, интерес граждан к своим кредитным историям пока невелик. Гендиректор бюро кредитных историй Global Payments Олег Лагуткин говорит, что в день к ним обращаются четыре-пять человек. По словам директора департамента розничного кредитования Юниаструм банка Анны Романенко, к ним пока с такой просьбой не приходили. «Я думаю, такая возможность интересна для людей, которые хотят выяснить, какие данные были переданы в бюро, если, например, банк работает с несколькими бюро или если они не давали согласия на предоставление информации», — говорит г-жа Романенко.

"Время Новостей"

***