Сегодня депутаты Госдумы планировали обсудить первый в России технический регламент о молоке и продуктах его переработки. Он будет принят в виде федерального закона.

Покупатели, как правило, не читают информацию о содержимом продукта. Она напечатана настолько мелким шрифтом, что без увеличительного стекла ее не разглядишь. Фото: Архив «РГ»

В рационе россиян сегодня молоко и молочные продукты занимают третье место после хлеба и картошки. И первое место — в детском питании.

Уже через полгода после того, как закон вступит в силу, названия «молоко», «творог», «сгущенка», «масло» нельзя будет писать на упаковках, если в составе этих продуктов находятся заменители. То есть присутствует хотя бы 1 процент порошкового молока, и тем более — растительные жиры. При этом производство и продажу порошкового молока никто запрещать не собирается. Но продукты из него уже будут иметь иное название, например, «молокосодержащие». И соответственно, другую цену. Человек сам решит, какой продукт ему купить: цельный, но более дорогой, или его дешевый заменитель. Главное — теперь никто не сможет ввести покупателя в заблуждение и уж тем более откровенно его обманывать.

По данным Роспотребнадзора, только 7 процентов «масла коровьего» продается сегодня именно как настоящее коровье масло. Остальные 93 процента — те, что покупатель принимает за цельный продукт, — или комбижир, или маргарин, или еще какой-нибудь суррогат. Даже кефир и простоквашу умудряются делать из порошка. Ведь покупатели, как правило, не читают информацию о содержимом продукта. Она напечатана настолько мелким шрифтом, что без увеличительного стекла ее не разглядишь.

«В техническом регламенте вся молочная продукция, — поясняет заместитель председателя Госдумы, председатель комиссии по техническому регулированию Юрий Волков, — будет разделена на три категории. Первая — натуральные молочные продукты из молока и молочных ингредиентов. Вторая — составные молочные продукты. И третья — молокосодержащие. Закон даст четкое определение всех терминов и названий».

Отвечая на вопрос «РГ», какие санкции ждут нарушителей техрегламента, вице-спикер заметил: «самые суровые», вплоть до изъятия лицензии и ареста продукции через суд. То есть техрегламент, как и любой другой закон прямого действия, даст возможность надзорным органам, прежде всего Роспотребнадзору, Ростехнадзору и Ростехрегулированию, «употребить власть». Причем и к торговцам суррогатами, и к производителям.

По словам Юрия Волкова, закон о молоке и молочной продукции по сути откроет этап практической реализации реформы, призванной защитить россиян от недоброкачественной, а порой и опасной для здоровья продукции. Напомним, что за четыре года после принятия Закона «О техническом регулировании», который должен привести устаревшую систему советских государственных стандартов (ГОСТов) к общемировым, был принят только один технический регламент. Он посвящен безопасности автомобильных выбросов и действует в виде постановления правительства. С тех пор процесс застопорился. Начались жесткие дискуссии между разными ветвями власти и бизнесом. В основном все упиралось в ключевой вопрос: каким образом утверждать регламенты — постановлениями правительства, в которые можно вносить коррективы, или все же законами прямого действия? Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря поправкам в закон о техрегулировании, которые на днях вступили в действие. В новой редакции определен целый «пакет» первоочередных регламентов, которые должны быть приняты законами депутатами Госдумы до 2010 года.

Подробности и комментарии в «Российской газете».

"Российская газета"

***