Правительство России дало старт работе над второй очередью Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Соответствующее распоряжение подписал премьер Михаил Фрадков. В Минпромэнерго утверждают, что строительство БТС-2 не приведет к отказу от эксплуатации нефтепровода «Дружба». Аналитики думают иначе.

(img)
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Вчера стало известно, что премьер-министр Михаил Фрадков одобрил предложения Минпромэнерго по проектированию второй очереди Балтийской трубопроводной системы и 18 мая подписал распоряжение, в котором поручил Минпромэнерго и «Транснефти» обеспечить подготовку документации, необходимой для начала строительства. Одновременно он поручил Росстрою провести государственную экспертизу проекта. Предполагается, что мощность будущего нефтепровода, проходящего по маршруту Унеча–Приморск, составит 50 млн тонн нефти в год. Ранее в «Транснефти» заявляли, что не исключают увеличения мощности нефтепровода до 75 млн тонн. Как уже писал Ъ, эксперты оценивают стоимость строительства в $2-2,5 млрд и говорят, что оно займет около полутора лет.

Проект строительства нефтепровода в обход Белоруссии возник в начале 2007 года в ходе российско-белорусского конфликта вокруг транзита российских энергоносителей. Россия тогда заявила о намерении взимать пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в размере $180 за тонну, а Белоруссия ответила введением платы за транзит нефти в размере $45 за тонну, что привело к остановке нефтепровода «Дружба». К 12 января 2007 года конфликт был улажен, пошлина снижена со $180 до $53 за тонну, а проект строительства БТС-2 отправлен на доработку. Однако Россия не отказалась от политики снижения транзитных рисков, и в апреле 2007 года обновленный проект БТС-2 был вновь внесен в правительство. Одновременно представители Ростехнадзора объявили, что значительный участок нефтепровода «Дружба», поставляющий нефть в Литву, находится в аварийном состоянии и требует перекладки.

В Минпромэнерго вчера пояснили, что строительство БТС-2 не предполагает отказа от эксплуатации «Дружбы». «Строительство БТС-2 предусмотрено энергетической стратегией России и направлено на расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, которая составляет сегодня 74 млн тонн нефти в год»,– пояснили в министерстве. Что же касается поставок в Литву, то пока «Транснефть» прорабатывает вопрос восстановления нефтепровода, поставки российской нефти осуществляются по альтернативным маршрутам.

Аналитики сомневаются в том, что Россия продолжит эксплуатацию нефтепровода «Дружба» после ввода в строй БТС-2. «С экономической точки зрения расходы на строительство заведомо дублирующего нефтепровода неоправданны. Россия просто пытается уйти от зависимости от стран-транзитеров»,– полагает аналитик Альфа-банка Константин Батунин.

«Россия стремится перенаправить потоки экспортной нефти на море. Это увеличит доходы компаний и государства от продажи сырья, позволит расширить круг потенциальных покупателей, поможет экспортерам выйти за пределы традиционных европейских рынков»,– полагает директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов.

Какая судьба ждет «Дружбу» в связи со строительством БТС-2, официальные лица пока сообщать отказываются. Вчера литовский премьер Гедиминас Киркилас, выступая на конференции в Лондоне, в очередной раз выразил беспокойство тем, что Россия до сих пор не представила графика ремонтных работ на «Дружбе», хотя обещала сделать это до середины марта.

"Коммерсантъ"