Интернет-портал «Самара Сегодня» продолжает цикл публикаций, посвященный 65-летию бывшей рабочей окраины, а ныне крупнейшего индустриального района Самары.

Поточный метод организации труда к концу 1943 года был внедрен во всем авиапроме. Он родился на куйбышевской земле в тот трудный период войны, когда Красной Армии как никогда нужна была поддержка с воздуха в борьбе с вражескими танками…

В марте 1942 года газета «Известия» опубликовала интервью директора авиазавода № 18 А.Белянского. «С 10 декабря, когда завод выпустил на новом месте первую машину и до 1 апреля мы дадим столько машин, сколько не производили на старом месте за полгода. Доводя мощность завода до уровня мощности на старой базе, весь коллектив готовил в то же время условия для нового развития производства», сказал директор. Под новыми условиями подразумевался поточный метод организации труда.

    Он родился на куйбышевской земле в тот трудный период войны, когда Красной Армии как никогда нужна была поддержка с воздуха в борьбе с вражескими танками. При небольших материальных затратах поточный метод обеспечивал своевременную, четкую поставку всех деталей и узлов самолетов, повышал производительность труда, позволял в короткий срок увеличить выпуск продукции.

    Предшественником поточного метода был суточный график выпуска боевых машин. На суточный график авиационная промышленность страны перешла еще в довоенном 1940 году. До этого в авиационном производстве царила неразбериха. Самолет могли изготовить в декабре 1939 года, а доукомплектовать лишь в феврале 1940-го. Суточный график заставил смежников подтянуться и повысить ритмичность выпуска продукции во всей отрасли.

    Новым крупным шагом в организации труда авиастроителей стал поточный метод производства. Он внедрялся на всех заводах Безымянки. На поток перешли моторостроители. «Внедрение поточных линий позволило снизить трудоемкость при изготовлении одного двигателя на 150 часов, высвободить более 400 рабочих и свыше 100 станков», отмечал нарком авиапрома А.Шахурин.

    На заводе № 1 в качестве поточного метода была избрана стендовая сборка штурмовиков, и в сборочном цехе передвигались не самолеты а стенды. Это дало повод авиаконструктору А.Н.Туполеву подшутить на одном из совещаний над автором такого метода, главным инженером В.Я.Литвиновым.

    — Так у вас же получается стоячий конвейер!

    — Важен результат, ответил Литвинов. Стоячей наша сборка только кажется.

    Подробно Виктор Яковлевич рассказал о новом методе организации труда в своей статье «Плодотворный год», опубликованной в газете «Волжская коммуна» 31 декабря 1943 года.

      «С переходом на поток, ранее отстававший цех Журавлева выдвинулся вперед и одним из первых закончил годовую программу. Поток в цехе Алексеева совершенно изменил лицо цеха. Резко повысилась выработка. Освободилась значительная производственная площадь. С вводом электротельфера мы смогли освободить на другую работу большую часть такелажников. Механизированная обработка агрегатов в цехах Савельева и Храмова повысила выпуск продукции.

      На поток переходят и механические цеха. В цехе Иткинда пущен новый конвейер. Уже через две недели на конвейер было пущено более десяти наименований деталей, выпуск которых увеличился в полтора-два раза. Успешно переводится на поток ряд изделий в цехах Мельникова, Шванкова и др.

      Литейщики, применяя полунепрерывное литье, переводя все новые детали на литье под высоким давлением, не только увеличили выпуск продукции, но и высвободили на другую работу десятки станков и людей.

      Кузнецы, благодаря установке гидропресса, замене горячей штамповки прессованием, улучшению организации рабочего места, дают все больше поковок и добились большой экономии металла.

      В сборочных цехах проведена колоссальная работа по переводу монтажа отдельных узлов на верстак, разукрупнению операций по так называемой «малой механизации».

      Вдвое по сравнению с прошлым годом выросло число фронтовых бригад, большинство из них горячо подхватило инициативу молодежи столицы. Бригады Платова, Зайцева, Феоктистова, Горюновой, Головенко и многие другие с уменьшенным составом дают больше продукции.

      В прошлом году тысячники на заводе были редкостью. Сейчас почти во всех цехах имеются стахановцы, которые за смену вырабатывали по десять-пятнадцать норм. Батурин, Лапшин, Кудряшов, Шиманогов, Фролов, Константинов и другие дали в этом году наивысшую выработку.

      Нельзя не отметить самоотверженного труда нашей интеллигенции. Отделы главного технолога досрочно выполнили свой план. Разработка принципов технологии, определение номенклатур и специальной оснастки выполнены технологами в три с половиной раза быстрее запланированного. Досрочно закончено проектирование специальных сборочных приспособлений. Эту работу выполнили вместо 22 конструкторов -11. Успешно выполнено задание директора по подготовке производства и внедрению нового агрегата. Особенно отличились конструкторы и технологи тт. Грибков, Лисицын, Плескачев, Дорофеев.

      В новом году мы намечаем дальнейшее внедрение поточного метода во всех цехах. Наши инженеры и техники, командиры производства будут упорно добиваться дальнейшего повышения производительности труда, снижения трудоемкости изделия, удешевления стоимости агрегата. Дать в будущем году еще больше продукции для фронта – такова наша задача».         

      Поточный метод организации труда к концу 1943 года был внедрен во всем авиапроме. На саратовском авиазаводе благодаря ему выпуск истребителей Як-1 увеличился в три раза. На ташкентском авиазаводе поток не только ускорил процесс сборки, но и улучшил качество. Установка элеронов и рулей стала проходить без предварительной ручной подгонки. Поточный метод позволил за годы войны снизить трудоемкость при изготовлении штурмовиков Ил-2 вдвое, а время их производства в сборочных цехах сократить в пять раз. Родившийся в годы войны поточный метод организации труда с успехом применялся в авиационной промышленности и в послевоенные годы.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, книгу А.Шахурина «Крылья Победы», а также материалы областной газеты «Волжская коммуна» и заводской газеты «Сталинец»

*