В новом учебном году плата за обучение детей в музыкальных и художественных школах Санкт-Петербурга повысится в два раза. В Москве подобного скачка цен пока не ожидается, но столичные преподаватели убеждены, что и их ученики способны платить в месяц хотя бы по 500 рублей вместо нынешних 200. Родители же, напротив, считают, что те регулярные поборы, которые устраивают педагоги, и так перекрывают все статьи расходов.

На качественные инструменты для музыкальных школ денег не хватает.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

По данным «НИ», нередко «добровольные» пожертвования доходят до тысячи долларов. Если ситуацию с финансированием и оплатой музыкального образования стабилизировать не удастся, Россия в ближайшие десятилетия может недосчитаться новых Кисиных, Рихтеров и Спиваковых.

Решение вдвое поднять оплату за обучение в музыкальных, художественных школах, лицеях и школах искусств, подведомственных городскому комитету по культуре, правительство Санкт-Петербурга приняло по инициативе директоров этих учебных заведений. И хотя повышение положительно отразится лишь на хозяйственных нуждах школ и никак не коснется зарплаты педагогов, они надеются, что эта мера хотя бы дисциплинирует детей и родителей.

Из-за бедности многие педагоги чересчур хорошо развили в себе талант «выбивать» деньги, и система «творческого образования» сегодня держится во многом на дополнительных услугах, оплата за которые идет «мимо кассы». Некоторые наставники стали настоящими виртуозами этого дела, и об их махинациях не догадываются ни директора школ, ни более скромные коллеги. Например, преподаватели уверены, что ребенку просто необходимо выступать с настоящим оркестром, который, естественно, не будет играть даром. И неважно, что ученик не хочет солировать, потому что стесняется публики или вообще не планирует связывать свое будущее с музыкой, а ходит в школу лишь для общего развития. В более-менее престижных школах подобные аргументы преподаватели не воспринимают всерьез и при бунте грозят отчислить «жадного» ученика за «неуспеваемость». Поэтому родителям приходится оплачивать и аренду зала, и гонорары музыкантов. В музыкальных школах «попроще» отбиваться от поборов проще: на очередную навязчивую просьбу о том, что ребенку «нужны дополнительные занятия», родители предпочитают отвечать, что раз чадо плохо занимается, возможно, его придется забрать из учебного заведения. Вопрос сразу же снимается, потому что директора крайне не заинтересованы портить себе статистику.

В некоторых школах внедрили еще один беспроигрышный способ обогащения, и он уже осуществляется при поддержке директоров. Оказывается, с реальных детей собирают оплату еще и за «мертвые души». В итоге получается, что классы «переполнены» и педагог получает официальную надбавку к своему окладу от городского комитета по культуре. Удивительно, что об этих ухищрениях в комитете по культуре Москвы даже не догадываются.

Кроме «выплаты» из своего кошелька зарплат педагогам, родителям приходится тратить немалые деньги на покупку инструментов, которые в столичных школах не обновлялись уже несколько десятилетий. В 2005–2007 по программе «культура Москвы» было заложено по 24 млн. рублей. А в связи с Годом ребенка город и вовсе сделал школам царский подарок: в 2007 году на приобретение музыкальных инструментов было выделено 300 млн. рублей. Чиновники говорят, что подобного приступа щедрости в Москве еще не было. Сумма действительно огромная, если учитывать, что за предыдущие пять лет в общей сложности было выделено около 100 млн. рублей. Впрочем, и эти деньги все равно не покроют всех потребностей. По подсчетам специалистов, для того, чтобы полностью обновить весь парк инструментов, необходимо еще минимум 300 млн. рублей. А это значит, что родители должны быть готовы к тому, что «доступное» дополнительное образование чада влетит им в копеечку. И номинальные 200 рублей в месяц так и останутся условной ценой – своего рода «платой за вход».

Весь материал на страницах «Новых Известий».

"Новые Известия"

***