Символом героического труда волжан в годы войны стал памятник самолету Ил-2 на Московском шоссе Самары. Это один из 36 тысяч штурмовиков, прославивших наш город как кузницу грозного оружия для борьбы с вражеской военной техникой. Каждый такой самолет вписал свою славную страницу в летопись Великой Отечественной войны. Есть своя боевая история и у самолета-памятника.

Штурмовики Ил-2 строила вся Безымянка. Надежные, мощные двигатели поставлял эвакуированный из Москвы завод № 24. Вооружение – Тульский завод № 525. Турельные установки – Киевский завод № 454. Трехлопастные воздушные винты и шасси – завод    № 35 из подмосковного Ступино. Бронекорпуса – бывший Подольский завод № 207. Комплектующие для самолета присылали заводы Урала, Сибири, Поволжья. Ил-2 был поистине детищем всей страны.

   Фронту требовалось много самолетов-штурмовиков. Чтобы увеличить их выпуск, в Куйбышевской области начался сбор средств на их строительство. Жители Большеглушицкого района первыми собрали 138 тысяч рублей в фонд создания авиаэскадрильи «Валериан Куйбышев». Молодые рабочие карбюраторного завода на свои средства строили эскадрилью «Куйбышевский комсомол». Коллектив Большого театра и куйбышевские мастера сцены создавали авиаэскадрилью «Советский артист». Даже дети области внесли 206 437 рублей на строительство штурмовика «Юный пионер». 11 января 1943 года в присутствии многочисленных делегаций трудящихся городов области состоялась торжественная передача эскадрильи «Валериан Куйбышев» военным летчикам.

   Не собирались отставать от всех и сами самолетостроители. На общезаводском комсомольском собрании молодежь авиационного завода № 18 призвала рабочих предприятия построить во внеурочное время три самолета Ил-2. Об этом почине писали газеты «Комсомольская правда» и «Правда». Многие молодежные бригады работали в три смены, несколько дней не уходили домой. Вместо трех они построили шесть сверхплановых самолетов Ил-2 и передали их авиационному полку, которым командовал Герой Советского Союза Губрий.

       В начале марта 1943 года партия куйбышевских штурмовиков была направлена в Заполярье. Одну из машин получил молодой лейтенант Константин Котляревский. Обкатывать самолет долго не пришлось, уже 8 марта группе штурмовиков дали задание уничтожить вражеский аэродром в районе озера Ориярви. Эскадрилья вышла точно на цель, но аэродром так плотно защищала немецкая зенитная артиллерия, что штурмовикам не удалось выполнить задание. На другой день было решено бомбить аэродром с бреющего полета, ниже заградительного зенитного огня.

       Атака удалась, аэродром был полностью уничтожен. Котляревский и его стрелок-радист Евгений Смородин должны были для отчета сфотографировать результаты удара. Эту работу они выполнили, но отстали от своей эскадрильи и на обратном пути были атакованы немецкими истребителями. Самолет был подбит. Экипажу пришлось идти на вынужденную посадку.

       Заметив небольшую безлесную поляну, Котляревский, не выпуская шасси, попытался спланировать на нее. Поляна оказалась заснеженным кочковатым болотом. Самолет дважды перевернулся и развалился на части, но Константин каким-то чудом остался жив. Придя в себя, весь залитый кровью, он вылез из-под обломков и стал искать напарника. Смородин был мертв. И тогда, проваливаясь по грудь в рыхлом снегу, Константин пошел к своим. Он добирался три дня, ночевал на морозе в лесу, в клочья изорвал свой комбинензон, но все-таки дошел. Узнал, что его самолет летчики полка долго искали, но так и не нашли. А потом был госпиталь, новый Ил-2, новые бои. День Победы Константин Михайлович встретил под Берлином.

       Лишь спустя почти 30 лет местный охотник Виктор Киршин случайно наткнулся на обломки самолета Ил-2, обнаружил в нем останки стрелка-радиста. Его похоронили в поселке Зареченске как неизвестного героя. Но позже местные красные следопыты по заводским номерам проследили судьбу самолета, нашли Котляревского, узнали имя радиста, послали письмо на завод.

       Авиастроители Куйбышева решили восстановить штурмовик. В Карелию была отправлена экспедиция, которая организовала подъем и доставку на завод подбитого    Ил-2. Его воссоздавали по памяти, так как чертежи на эту машину не сохранились. Но ветераны хорошо помнили конструкцию штурмовика и собрали его в точном соответствии с серийными образцами.

       Легендарный самолет сначала хотели установить на заводе. Но власти города убедили авиастроителей, что это достойный общий памятник всем безымянским труженикам тыла. И штурмовик был установлен на Московском шоссе у въезда в город.

       С тех пор здесь традиционно проходят торжества в честь Дня Победы. Сюда приходят ветераны оборонных предприятий, чтобы почтить память своих товарищей. А молодожены Самары приносят к памятнику свои первые свадебные цветы.

       Ил-2 был одним из лучших штурмовиков Второй мировой войны. Безымянка построила 36 163 таких самолетов. Мы вправе гордиться тем, что наш город дал стране замечательное оружие, приблизившее Победу.

*