Женщинам у нас живется не в пример трудней, чем мужчинам. Особенно молодым женщинам. В курилку заходишь – как в цветник. Все там. У всех стрессы.

Они бы, может, и не курили – варили борщи, рожали детей. Да только как? А для этого же квартира нужна – раз. Машина – два. Собака-лабрадор, чтоб ребенок правильно развивался, – три. На моря заграничные пару раз в год – четыре… И лучше не квартира, а загородный дом – там экология. А по статистике, на десять девчонок приходится 0,001 олигарха в репродуктивном возрасте. Вот они и морщат лбы. А по телевизору им – хоп! – и крем от морщин. Мол, «вы этого достойны». То ли крема, то ли олигарха, то ли невроза.

Между тем прообразом взрослых женских проблем является детская кукла Барби. Сначала девочек приучают хотеть ее. Потом – «барби-дом», для которого нужна «барби-мебель». Потом – «барби-мобиль». Да еще комплект барби-платьев для летнего отдыха. Раньше девочки сами шили платья для своих кукол. Теперь корпорации, зарабатывающие на женских неврозах, убедили их, что так не принято. Зачем колоть пальцы и шевелить мозгами, если можно купить за денежку?

Впрочем, поощряя лень и инертность, корпорации преследуют не только материальную выгоду. Не замечали – в магазинах полно американских игрушек с готовыми именами? Плюшевую коровку зовут Венди, ее краткая биография записана на продетом в ушко ценнике. В мире миллион плюшевых коровок с одинаковыми привычками! Вас это не пугает?

Раньше дети сами называли свои игрушки. И сами придумывали про них истории. И сами решали, как с ними играть. Учились думать и принимать решения. Но корпорациям это невыгодно. Догадываетесь, почему? Потому что когда дети вырастут, все те же самые корпорации будут им навязывать уже не куколок с готовыми именами и биографиями, а президентов с готовыми рейтингами и политическими программами. Тут-то и пригодится воспитанное смолоду умение есть что дают.

Так что не надо спорить о том, кто главный враг демократии. Главный враг демократии – это общество потребления. И кукла Барби, пророк его. Будущих маркетологов с первого курса учат «растить потребителя» – натаскивать людей на то, что надо продать. Этим же занимаются и политтехнологи – заставляют людей выбирать то, что уже выбрано. Обучение игрушечной демократии должно быть тотальным.

* * *

Одним из немаловажных аспектов барби-индустрии являются конкурсы красоты. Устроители последнего конкурса «Мисс Вселенная» решили выпендриться и преподнести нам очередной урок игрушечной демократии: выбор представительниц от каждой страны осуществляется путем национального интернет-голосования. И надо же такому случиться: думали преподнести урок нам, а получилось наоборот!

Абсолютной победительницей среди российских красавиц стала девушка, которая, мягко говоря, «не укладывается» в барби-стандарт. Испугавшись скандала, компания Rambler, на сайте которой осуществлялось голосование, попыталась сбросить со счетов нарушительницу барби-порядка. Однако это вызвало такую бурю возмущения у отечественных интернетчиков, что пришлось идти на попятную. Наша газета писала об этой истории на прошлой неделе. Подробности можно узнать на сайте stopbarbie.org.ru, созданном специально в поддержку Алены Пискловой.

Кто-то скажет, что группка шутников-энтузиастов попыталась протащить на всемирный конкурс толстушку с «неформатными» чертами лица просто из вредности. Это неправда. Во-первых, давайте не забывать про девушек, которые лезут в петлю из-за того, что их внешность не соответствует эталону, придуманному продавцами средств для похудения и гигиенических прокладок. Во-вторых, проголосовав за Алену Писклову, люди использовали свою крошечную возможность к сопротивлению. Они выступили против рекламы, паразитирующей на сексе. Против манипулирования общественным мнением и навязывания корпоративных стандартов. Против «демократии потребления», которая не подразумевает обратной связи. Всех голосовавших «за» объединяло одно: желание показать, что обратная связь есть. Что кто-то живой «там внизу» остался.

И знаете, что мне еще кажется? Если бы выборы вселенской барби не случились сразу после «настоящих» выборов президента, у организаторов барби-голосования не возникло бы таких «проблем с демократией».

* * *

Когда-то давным-давно крестьянские девочки мастерили тряпичных кукол, названия которым давались по имени предстоящего праздника – Масленица, Троица и так далее. Во время праздника кукол отдавали странникам, идущим поклониться святым местам. Если странников не было, кукол сжигали, чтобы хоть дым долетел до неба. Красивый обряд. Если у вас есть Барби – закопайте ее возле «Макдоналдса». Пусть черт заберет свое.

Независимая Газета