На шестой фестиваль «Мода и стиль в фотографии» удалось привезти работы Франсуазы Югье – девушки, создавшей свой стиль, «отрубившей» голову моде.

И мода, и стиль. В фотографии.

Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

На ее фотографиях модели поголовно без головы. На «Арт-Стрелке» появился шанс поближе познакомиться с сетевым искусством в проекте Оли Лялиной «Полночь» и вспомнить творчество «забытого» художника Юрия Бабича, увлекшегося печатанием принтов с увеличенными пикселами.

Пожалуй, Франсуаза Югье – одно из самых ярких явлений фестиваля этого года. Ее фотосерия «Забывая о моде» в галерее «Зураб» посвящена дому Лакруа. Свое мастерство она оттачивала на пышных, порой помпезных платьях, где есть шнуровка, кринолины, многослойные подолы и, конечно, много шитья. Богатые по фактуре наряды она резко кадрирует, оставляя лишь детали, фрагменты и делая из них по-настоящему незабываемые артефакты. Югье добивается в каждой работе «глубины» – той самой, о которой говорит вся история искусств и которой удается добиться единицам. Другими словами, у нее нет классической перспективы глубины, но есть глубина цвета, она появляется из складок юбок, смятых рубашек в сочетании с обнаженной женской кожей, в неожиданных ракурсах, когда не сразу понятно, что этот срезанный угол – идущая по подиуму модель.

Сетевое искусство – это как элитарный клуб, слышали многие, но входят только избранные. У жанра свои причуды и законы выживания. Особенно приятно, что наша соотечественница Оля Лялина, проживающая сегодня во Франкфурте, в совершенстве знает все правила игры на этом непростом поле. Овладев языком сети, она создала свою первую работу еще в далеком 1996 году «Мой парень вернулся с войны», кликая на разные по размеру и содержанию окна на странице, пользователь проходил шаг за шагом весь диалог между воображаемыми парнем и девушкой. Этот проект до сих пор входит в число самых востребованных сетевых проектов, один из последних его ремейков был сделан чилийскими художниками в 2006 году. Сегодня Лялина в своем последнем проекте «Полночь» (совместно с Драго Эспенсидом) предлагает более усложненный вариант параллельной реальности. Складывая максимальное количество значений, обозначений и символов сети в одну систему координат, у художницы получилось «зеркало» реальности сегодняшней. Интерактивность в этой работе доведена до высшей точки, с использованием тач-скрин машины, вы сами можете нажимать на все значки на экране, повинуясь вашей воле, оживает шкала и выдает многочисленный набор привычных сетевых обозначений на фоне черноты экрана или черноты ночного неба, или подземелья драконов, или кому что угодно.

Своеобразным постскриптумом выступает выставка Юры Бабича «LED DIGITAL» – принты с увеличенными пикселами. Вроде традиционное изображение вбирает в себя все веяния времени, смазанность картинки, пиксельную разбивку мазков композиции, странноватые темы, отсылающие к повседневности и миру вещей, а чаще к событиям, всем знакомым по новостям. Хоть Юру Бабича и позиционировали в пресс-релизе как художника забытого, на поверку он оказался вполне современным, если ограничивать это понятие кругом популярных веяний.

Независимая газета.

***