В 2003 г. продуктовым ритейлорам удалось обойти непродовольственные сети по количеству вновь освоенных регионов и числу открытых в провинции новых магазинов. По оценкам экспертов, в наступающем году эта тенденция усилится и количество «московских» супермаркетов в регионах удвоится.

До 2003 г. монополией на освоение регионов обладали непродовольственные сети. Каждая из сетей, торгующих электроникой, располагала магазинами минимум в 2 — 3 городах-миллионниках, а у «подарочных» сетей «Красный куб» и «Мульти» к началу уходящего года в регионах насчитывалось до 10 точек. Достижения продуктовых ритейлоров были гораздо скромнее: по одному «Перекрестку» и «Патэрсону» в Петербурге, несколько «Пятерочек» в Воронеже и около 20 «Дикси» в Петербурге и Челябинске.

Между тем по мнению директора по развитию Sun Retail Group Александры Славянской, определение «московский магазин» — лучшая реклама супермаркета для регионального потребителя. По мнению аналитика Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексея Кривошапко, ритейлоры не спешили пользоваться этим, пока были резервы развития в Москве. «Если 1,5 — 2 года назад в Москве средняя наценка могла составлять 25 — 30% , то в 2003 г. она упала до 22% — за год ритейлоры потеряли 10% прибыли», — говорит Славянская из Sun Retail Group. Кривошапко добавляет: «Если в 2002 г. на сети приходилось 13% продуктового товарооборота столицы, то в 2003 г. — уже 18%. Ритейлоры просчитывают ситуацию вперед и понимают, как сложно будет им через 2 — 3 года». Еще одна причина интереса сетей к регионам — дефицит площадей в Москве, добавляет глава «Патэрсона» Константин Мауергауз.

Лучших результатов по числу освоенных в 2003 г. регионов достигла «Пятерочка». У нее появились франчайзи в Волгограде, Ульяновске, Екатеринбурге, Перми и других городах. А наибольшую «агрессивность» при выходе в регионы показал, по оценке участников рынка, «Патэрсон». Летом в Казани «Патэрсон» предложил застройщику за магазин на 25% больше, чем соглашался заплатить «Рамстор». Кроме того, сеть подписала договоры об аренде помещений с «Детским миром», компаниями «Л»Этуаль» и «Корстон». Она будет арендовать у них помещения в регионах. А «Рамстор» подписал аналогичный договор об открытии супермаркетов с Межбанковской инвестиционной группой (МИГ).

Для «Перекрестка» начало и конец года ознаменовались крупными региональными сделками. В апреле «Перекресток» купил гипермаркет в Самаре площадью 8000 кв. м (по оценкам ОФГ, стоимость сделки составила $10 — 12 млн) , а в декабре выкупил около 75% акций нижегородской сети Spar. Покупка сети, владеющей четырьмя супермаркетами и лицензией на марку Spar в Волго-Вятском регионе, по оценке ОФГ, обошлась в $14 — 16 млн.

Практически все крупные сети уже озвучили амбициозные планы на следующий год. По словам Мауергауза из «Патэрсона», в 2004 г. сеть планирует открыть в регионах около 22 магазинов, тогда как в московском регионе — всего семь. Гендиректор «Перекрестка» Александр Косьяненко неоднократно подчеркивал, что регионы — приоритетное направление для сети. Вице-президент «Пятерочки» Феликс Стетой также говорит, что «Пятерочка» продолжит поиск региональных партнеров.

Торопиться в регионы приходится не только из-за нехватки магазинов в Москве, но и из-за стремления опередить конкурентов. По оценке Сергея Гаранина, вице-президента девелоперской компании «Время», в регионах зарплаты в 3 — 4 раза ниже, чем в Москве. Поэтому рассчитывать на хороший бизнес может только тот, кто пришел первым и снял все сливки, говорит он.

TORGRUS.COM

*