В субботу 3 апреля исполняется 80 лет со дня рождения Марлона Брандо — если не самого великого, то, безусловно, самого культового актера ХХ века. В американское кино Брандо ворвался в 50-х годах. Камертон его ролям того времени задал Стэнли Ковальски — молодой бунтарь из знаменитой экранизации пьесы Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание»».

Затем последовали не менее яркие и не менее громкие роли других молодых бунтарей — прототип рокеров в кожаной куртке из фильма «Дикарь», социальная драма «В порту», за которую Марлон Брандо был удостоен своего первого «Оскара», и фильм «Молодые львы».

В 1972 году грандиозный успех Брандо принес фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго» — сенсационный, дерзкий даже по раскованным критериям начала 70-х. Зрители увидели актера в роли отрешенного от мира, опустошенного, трагичного и в то же время предельно стильного героя.

Понятие «cool» тогда только входило в модный лексикон, и приближавшийся к 50-летию Брандо в своем длинном пальто со стоячим воротником — немногословный, мрачный, несклонный к сантиментам, шокирующий своей грубостью, но в то же время отчаянно, до смерти страстный, — был предельным воплощением стиля «cool».

За роль стареющего, грузного, но полного достоинства и эпической мощи дона Корлеоне из феноменального «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы Брандо получил своего второго «Оскара».

Магическое преображение в монументальную фигуру патриарха мафиозной семьи оказалось настолько успешным, что актер как бы слился со своим кинообликом небожителя, которому не подобает спускаться со своих олимпийских высот к повседневной съемочной работе.

К тому же он сильно растолстел, испытывал по этому поводу страшные комплексы и вообще не хотел появляться на людях, уступив лишь настоятельной просьбе творца своего главного успеха — Фрэнсиса Копполы.

Половина лысого черепа

Появление Брандо в фильме «Апокалипсис наших дней» — уже ближе к концу гигантского трехчасового кинополотна — обставлено с почестями, подобающими божеству, каковым то ли мнил себя, то ли к тому времени уже на самом деле был актер.

Он не хотел, чтобы на экране была видна его грузная располневшая фигура, и Коппола выстроил кадр таким образом, что из кромешного мрака жилища взбунтовавшегося полковника Курца появляется только освещенная половина лысого черепа Брандо.

Как ни странно, но каприз звезды оказался предельно уместным — эти леденящие кровь кадры стали хрестоматийными в истории кино.

В 90-х годах Марлона Брандо преследовали неудачи — как профессиональные, так и личные. В 1990 году его сын Кристиан попал в тюрьму за убийство любовника своей сестры Шейен. В 1996 году Кристиан был освобожден и вскоре покончил с собой.

В 2001 году Брандо появился в довольно позорном шоу Майкла Джексона на сцене нью-йоркского «Мэдисон Сквер Гарден» и ушел, освистанный толпой.

Пусть сегодняшнее положение Брандо незавидно, но что бы с ним не происходило, в истории кино он остался навечно.

Другой замечательный актер — Аль Пачино — говорит о Марлоне Брандо просто: он — Бог.

Александр Кан

Русская служба Би-би-си

01 апреля 2004 г., 19:13 GMT 23:13 MCK

Би-би-си

*