В Петербурге открылся первый и пока единственный в России показ работ мастеров современного искусства из коллекций Эрмитажа и Русского музея. Экспозиция фарфора еще несколько лет назад никому не известного автора теперь признана искусствоведами и публикой.

Экспозицию в галерее дизайна «Санкт-Петербург» называют прорывом. До сих пор для того, чтобы увидеть работы современных российских дизайнеров, нужно было получать иностранную визу. Между тем на выставке фарфора Инны Олевской — предметы из коллекций Эрмитажа и Русского музея. Два десятилетия назад главные отечественные сокровищницы не без риска приобретали работы по тем временам спорные. Их первый показ подтвердил правоту искусствоведов.

«Кто не рискует, тот не собирает современное искусство. Отдел современного искусства был создан еще в начале ХХ века. Они тоже тогда рисковали, а сейчас мы им благодарны. Что бы мы сейчас делали, если бы они не рисковали тогда?» – говорит ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Маргарита Костриц.

Тема творчества Инны Олевской — борьба. Эстетики и функциональности, художественного замысла и технологии. Для дизайнера мастерская и заводской цех почти равнозначны. Своевольный фарфор, проходящий десятки стадий обработки, стремится жить по своим законам.

«Если взять любую фигуру и перевернуть, то видно, что внутри сплошные подпорки, потому что фарфор при обжиге опадает», — рассказывает художница.

Но технологические сложности отступают перед философским смыслом. «Гений и злодейство — две вещи несовместные» – архитектурно-пространственная композиция. В переосмыслении классики Инна Олевская проявляет невероятную смелость. Словно и не было десятилетий соцреалистического застоя. Чего стоит один только эксперимент со знаменитым белым чайником Малевича. Постмодернизм, которому в академиях не учили.

«Это совершенно не по-российски. И с моей точки зрения, это правильно. Потому что Олевская принадлежит к тем художникам, которые выходят за цеховые рамки, и может себе это позволить», — считает Маргарита Костриц.

Экспозиция вызвала огромный интерес. Редкому художнику выпадает такая удача — получить признание еще при жизни. Специалисты говорят: зритель созрел.

Завсегдатаи петербургских музеев не припомнят случая, чтобы показ работ современного мастера приходилось продлевать. Но с выставкой Инны Олевской это случилось. Она должна была завершиться вчера, но по просьбам ценителей двери выставочного зала будут открыты еще как минимум месяц.

Вести.Ru

*