Преступный мир Америки все чаще примеряет чужую личину. Кража личной информации и использование чужого имени в США приобретает поистине эпидемический характер.

За последние пять лет 27 млн. 300 тыс. американцев стали жертвами таких преступлений. За один только прошлый год число пострадавших, которым пришлось расплачиваться за несанкционированную финансовую деятельность, совершенную за их спиной, достигло 10 млн.

С 1998 года количество зарегистрированных краж персональной информации ежегодно возрастает в два раза. В США существуют законы, по которым пострадавшие от подобных преступлений не платят всю величину нанесенного ущерба. Однако им все-таки приходится самостоятельно выплачивать определенный процент украденных денег, который определяется правилами задействованных в преступлении финансовых организаций. За последний год пострадавшие компании выплатили из своего кармана в среднем $4 800, частные лица — $500. Общие потери коммерческих структур составили $48 млрд., частных лиц — $5 млрд.

Основная причина повышенного интереса преступников к личной информации — практически полный переход американского общества на безналичный расчет. В США редко кто носит с собой кошелек с деньгами. Массовое использование кредитных и дебетовых карт, чековые книжки, свели на «нет» необходимость в наличных и максимально облегчили доступ к ним в случае необходимости. Однако потребительский комфорт безналичного общества обернулся возросшей узвимостью самих потребителей. Имени и кода владельца кредитной карточки, например, достаточно, чтобы сделать покупки от его имени в Интернете, заказать любой товар по телефону или через почтовый каталог. В 2002 году 6.5 млн. американцев обнаружили в счетах (ежемесячно присылаемых компаниями, обслуживающими их кредитные карты) покупки, которых они не совершали. 5.2 миллиона жителей страны пережили шок от открытия, что кто-то, без их ведома, снял деньги с их сберегательного счета или выписал от их имени чек, подлежащий оплате деньгами с их счета.

Однако самый суровый опыт знакомства с кражами личной информации приходит в форме отказа в кредите, потому что клиент, подающий заявку на кредит, к примеру, для покупки дома или машины, к своему удивлению, оказывается по уши в долгах. Случается также, что даже после того, как пострадавшей компании или частному лицу удалось доказать, что они не виновны, кредиторы все еще преследуют их, грозя подорвать их деловую репутацию или кредитоспособность. 20% всех жертв прошлого года сообщали о подобных инцидентах.

Незаконное использование чужих карточек, банковских счетов и страховок совершается двумя путями: преступник выкачивает деньги с уже существующих счетов или открывает новый, кредитный, счет на похищенное имя. По данным Федеральной Торговой Комиссии СШАFederal Trade Commission, которая является основным государственным агентством по защите потребителей, последний путь особенно опасен, поскольку денежные потери от открытия незаконных счетов особенно велики. В среднем, действовавшим таким образом преступникам удавалось украсть товаров и услуг на сумму в $10 тыс. 200. Если средняя величина выплат из кармана жертв в результате всех типов краж личной информации равняется $500 для частных лиц, то выплаты в случае окрытия престуниками новых счетов возрастают до $1 200 . Общий ущерб в категории незаконного открытия новых счетов в прошлом году составил $33 млрд.

Электронный век также открыл преступному миру возможность злоупотреблений номерами удостоверений органов социального обеспечения частных граждан. Так как многие операции по обработке заявок на государственные льготы, пособия и пенсии совершаются теперь электронным путем, мошенники, владеющие не принадлежщей им персональной информацией, с легкостью прикидываются другими людьми и получают причитающуюся им государственную помощь. Другим распространенным видом злоупотреблений являются покупка машин на чужое имя в рассрочку, аренда квартир, заказ услуг телефонной связи так, чтобы за них платил кто-то другой и т.д.

Опрос, проведенный Федеральной Торговой Комиссией, выявил, что больше половины пострадавших от краж личной информации (около 5 млн.), знали, как преступникам удалось заполучить доступ к их финансам. Они либо потеряли свои кредитные карточки и чековые книжки, либо обнаружили, что кто-то украл их почту. В период с сентября 2002 по сентябрь 2003 года, например, было сообщено о 400 тыс. случаев кражи личной почты. Опрос также выявил печальную закономерность: 26% жертв узнали, что вором был член семьи или другой родственник, друг или сослуживец. В 6% случаев подобные преступления совершали сотрудники финансовых учреждений, имеющие доступ к персональной информации своих клиентов.

Больнее всего кражи личной информации бьют по карманам американцев с низким уровнем образования, относящихся к расовым и этническим меньшинствам. Людям из этих категорий населения в среднем потребовалось полгода и более для того, чтобы заметить, что с их счетами происходит что-то неладное. Между тем чем меньше времени проходит между моментом завладения чужой информацией и моментом раскрытия этого факта пострадавшим, тем меньше нанесенный ущерб. В результате, потребители, не окончившие колледж (15% от общего числа жертв) и принадлежащие к расовым меньшинствам (19%), вынуждены были заплатить из своего кармана больше денег, чем их белокожие и лучше образованные соотечественники. 31 Декабря 2003 Washington Profile

Washington Profile

*