В конце каждого года, в торговых центрах Америки появляются тысячи Санта Клаусов. Их нанимают не просто для удовольствия детей — «профессиональные» Деды Морозы могут оживить торговлю.

Сезон Деда Мороза начинается в середине ноября и продолжается до 25 декабря (католическое и протестантское Рождество). Торговые центры обычно строят маленький детский городок, обязательными атрибутами которого являются маленький домик Санта Клауса, ёлочки и искусственный снег. Иные декорации зависят от фантазии дизайнеров, свободных площадей и объема средств, выделенных на увеселение детей. Особо популярны механические оркестры и фигурки рождественских персонажей, например, северных оленей, которые запряжены в сани Санта Клауса и снеговиков. Строительство городка, в среднем, занимает семь дней. После этого городок готов к работе. Санта Клаус занимает особое кресло, перед которым дети выстраиваются в очередь. Санта Клаус сажает детей на колени и спрашивает, хорошо ли они вели себя в течение года, и какой подарок они хотят получить на Рождество.

Работа Санта Клауса монотонна и очень тяжела. Ко всему прочему, дети за последние несколько лет настолько потолстели, что Санта Клаусы жалуются на постоянную боль в коленях. Их жизнь несколько облегчилась после серии скандалов, героями которых стали священнослужители и звезды поп-музыки, обвиненные в педофилии. Родители теперь не желают, чтобы их чадо тискал посторонний мужчина. Поэтому все чаще Санта Клаусы восседают не на троне, а на скамейке, а дети на забираются к нему на ручки, а присаживаются рядом.

Хорошие Санта Клаусы, обладающие многолетним опытом работы, могут заработать до $30 тыс. за пять недель.Эти профессионалы отращивают настоящие бороды, красят их в белый цвет и внимательно следят за своими габаритами (они должны быть полными, как настоящий Санта Клаус). Отмечено, что они привлекают больше посетителей, чем «любительские» Деды Морозы, у которых нет бород (профессионалы с презрением называют их «синтетиками»). Но подобные заработки — исключение. Профессиональные актеры, играющие роль рождественского деда, зарабатывают около $10 тыс. в сезон. Любители, не имеющие профессионального образования, получают $7-8 в час, чуть больше, чем сотрудники ресторанов быстрого питания и уборщики.

Профессия Санта Клауса — очень редкая. По данным Международного Совета Торговых ЦентровInternational Council of Shopping Centers, в США действуют 1.2 тыс. торговых центров, каждый из которых нуждается лишь в одном Санта Клаусе. В прошлом году, торговая корпорация Wal-Mart в первый раз наняла Дедов Морозов в каждый из своих 2 996 универмагов, но только на один день. Три крупные компании контролируют этот рынок — Noerr Programs, Santa Plus и Cherry Hill Photo. Эти компании собирают резюме от потенциальных Санта Клаусов со всей страны и проводят их отбор. Кроме всего прочего, претенденты на звание Санта Клауса должны доказать, что ранее не были замечены в совершении правонарушений и не употребляли наркотиков. Люди, которые успешно прошли отбор, могут считать себя профессиональными Санта Клаусами. Их услуги могут даже выставлять на аукцион. В ноябре 2003 года, компания Pre-Employ.com, которая занимается проверкой прошлого соискателей тех или иных работ, проанализировала анкеты более 1 тыс. потенциальных Санта Клаусов и обнаружила, что 7% из них в прошлом нарушали закон. Впрочем, как заметил президент Pre-Employ.com, это ниже, чем средний по США уровень, который составляет 8-15%.

Работа Санта Клауса трудная — они часто работают семь дней в неделю, десять часов в день. За день они должны ласково поговорить примерно со 100 детьми. В крупных торговых центрах, где посетителей больше, Санта Клаус обслуживает более тысячи ребятишек. В предрождественский сезон, среднестатистический американский торговый центр посещают 8 758 детей, приезжающих туда исключительно для бесед с Санта Клаусом. Родители 4 638 из них раскошеливаются на фотографии чада со сказочным дедом. Иногда к фотографиям добавляется маленькая игрушка. Такие комплекты стоят от $9 до $25. К тому же, технология теперь позволяет распечатать футболку или кружку с фотографией, что может родителям обойтись в $50 или больше за каждого ребёнка. Теперь Санта Клаусы вынуждены работать и с домашними животными. Торговые центры организовывают специальные дни, когда бездетные семьи могут привести своих кошек и собак для фотографии с Санта Клаусом. 31 Декабря 2003 Washington Profile

Washington Profile