В декабре 1941 года 1ГПЗ выпустил еще 60 тысяч подшипников — больше, чем намечалось ранее. Но январский план — 250 тысяч подшипников — он все же не вытянул, дал только 220 тысяч штук. Заводы в Саратове, Свердловске и Томске тоже не выполнили заданий.

По этому поводу было принято специальное постановление СНК СССР. В нем говорилось, что особенно неудовлетворительно обстоит дело с выпуском подшипников для авиации и танков: месячный план по подшипникам для авиации за 25 дней января выполнен на 31,3% , а по подшипникам для танков на 53,8%. Восстановление подшипниковых заводов проводится неудовлетворительно: из 3000 единиц оборудования, эвакуированного на Куйбышевский подшипниковый завод, на 25 января 1942 г. установлено 1126 ед., а введено в действие только 850 ед.

   Для обеспечения растущей потребности заводов танковой и авиационной промышленности в подшипниках директора Куйбышевского подшипникового завода       т. Юсим обязали в 2-х декадный срок закончить монтаж цеха точных подшипников, организовав в нем производство точных авиационных и танковых подшипников с выпуском с 25 марта 1942 г. по 2000 шт. в сутки.

   Кроме того, в целях доукомплектования оборудованием Саратовского, Томского и Свердловского подшипниковых заводов из Куйбышева обязали отгрузить: 200 наименований оборудования в Саратов — на Саратовский подшипниковый завод, 20 единиц оборудования в Томск — для организации сепараторного цеха на Томском подшипниковом заводе и 160 станков в Свердловск — на Свердловский подшипниковый завод.

   Чтобы выполнить напряженные задания, директор КПЗ отдал приказ об объявлении рабочими и выходные дни с предоставлением выходных в более поздние сроки. (ГАРФ.Ф.5651.Оп.25.Д.176.Л.133)

   24 января 1942 года вышло еще одно постановление СНК СССР, в котором говорилось о Куйбышевском подшипниковом заводе: «Обязать Наркомстрой                   (т. Гинзбурга) закончить к 15 февраля 1942 г. все санитарно-технические и электромонтажные работы по приспособлению под производство подшипников в помещениях Линдова военного городка, а также к 15 февраля 1942 г. построить кузнечный цех на площадке завода «Трактородеталь» в г. Куйбышеве».

   Жесткие сроки заданий по выпуску авиационных и танковых подшипников заставили руководство завода искать дополнительные мощности для своего производства. На Безымянке был обследован завод НКПС имени Куйбышева. Здесь решено было разместить производство танковых подшипников. 18 марта 1942 года на этой площадке была собрана первая партия продукции. Так родился 9ГПЗ, будущее акционерное общество «Самарский подшипниковый завод».

   Первому директору этого филиала Л.М.Астринскому в августе 1942 года было приказано помимо подшипников начать выпуск корпусов 120 мм мин. В августе их предстояло отгрузить 15000 шт., в сентябре — 15000 шт. Сдачу корпусов мин предписывалось производить ежедекадно равномерными партиями.

   Производство это было чисто военное, оно давало некоторые льготы работникам предприятия. Поэтому начальнику ОРСа филиала КПЗ т. Полонскому предписывалось организовать для рабочих, занятых на литье мин, улучшенное питание, «обеспечив дополнительное питание хлебом (без погашения талонов в карточках), согласно Постановлению ГКО».

                                          Модернизация

   На основной площадке КПЗ в Линдовом городке между тем шла работа по наращиванию выпуска продукции. Для этого дорабатывалось, усовершенствовалось привезенное из Москвы оборудование. Так, была успешно проведена коренная модернизация основного крупно-серийного станка 162 СП-ВУ. По этому станку формовка деталей в литейном цехе полностью переведена с ручной на машинную. За счет максимального внедрения штамповки оригинальных деталей и ОСТов была сокращена механическая обработка деталей. Были внедрены более совершенные методы механической обработки, что позволило увеличить количество, улучшить качество выпускаемой продукции.

   В результате в 1942 году план по выработке на 1 рабочего был выполнен на 162,8%. План снижения себестоимости, установленный в размере 10,6%, выполнен на 11,2%, чем была создана дополнительная экономия в размере 106 тыс. руб. Завод получил экономию фонда зарплаты в размере 700 тыс. руб., или 5% к плану. Рентабельность от реализации продукции составила 117,6% к плану, а чистая прибыль 101,3% к плану.

   Этот труд был высоко отмечен. В августе 1942 года за успешную производственную деятельность Куйбышевский подшипниковый завод был награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, а в январе 1943 года вышел Указ о награждении предприятия и его лучших работников.

   Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении 4-го Государственного подшипникового завода Народного комиссариата среднего машиностроения СССР орденом Ленина

   23 января 1943 г.

   За образцовое выполнение задания Правительства по производству подшипников для нужд обороны наградить орденом Ленина 4-й Государственный подшипниковый завод Народного комиссариата среднего машиностроения СССР.

   Председатель Президиума Верховного Совета СССР          М. Калинин

   Секретарь Президиума Верховного Совета СССР                А. Горкин

   Москва, Кремль. 23 января 1943 г.

   (Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. 28 января. № 4. С. 1.)

   Из Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников подшипниковой промышленности Народного комиссариата среднего машиностроения СССР

   23 января 1943 г.

   За образцовое выполнение заданий Правительства по освоению и производству подшипников для нужд обороны наградить:

   Орденом Ленина:

    Лурье Герца Борисовича — главного инженера ГПЗ-4

    Юсим Якова Соломоновича — директора ГПЗ-4

    Якунова Семена Ивановича — наладчика автоматов ГПЗ-4…*

   Председатель Президиума Верховного Совета СССР               М. Калинин

   Секретарь Президиума Верховного Совета СССР                   А. Горкин

   Москва, Кремль. 23 января 1943 г.

   (Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. 28 января. № 4. С. 4.)

   ___________

   * Этим же указом по ГПЗ-4 награждено орденом Трудового Красного Знамени — 4 чел., орденом Красной Звезды — 9 чел., орденом «Знак Почета» — 15 чел., медалью «За трудовую доблесть» — 24 чел., медалью «За трудовое отличие» — 59 чел.

   Из Постановления Совета Народных Комиссаров СССР о присуждении Сталинских премий за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы за 1942 год

   22 марта 1943 г.

   Во исполнение постановлений Совета Народных Комиссаров СССР от 20 декабря 1939 г. и 11 января 1942 г. о присуждении Сталинских премий за выдающиеся изобретения за 1942 год Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

   Присудить Сталинские премии за: а) выдающиеся изобретения и б) коренные усовершенствования методов производственной работы:

   Премия первой степени в размере — 150 000 рублей.

   Лурье Герцу Борисовичу, главному инженеру Государственного подшипникового завода № 4, Андросову Григорию Васильевичу, Васильеву Александру Ивановичу, Марусову Якову Васильевичу, работникам того же завода — за работу по освоению и налаживанию массового выпуска специальных подшипников.

   Председатель Совета

   Народных Комиссаров Союза ССР                               И. Сталин

   Управляющий Делами

   Совета Народных Комиссаров СССР                            Я. Чадаев

   Москва, Кремль. 22 марта 1943 г. № 342.

   (Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1943. 30 апреля. № 4. Ст. 74. С. 67, 69.)

                                              Вместо эпилога

   В годы войны оборонная промышленность страны запустила в производство 25 новых и модернизированных самолетов и свыше 20 новых моторов к ним. Ежегодно выпускалось свыше 24 тысяч танков, десятки тысяч грузовых автомобилей и другой военной продукции. Вся эта техника требовала подшипников. За годы войны Куйбышев выпустил 44,3 миллионов подшипников. По сути, наш город стал центром всей подшипниковой промышленности страны. При этом 4-й ГПЗ и его филиал не только обеспечивали оборонные заводы своей продукцией, но и помогали встать на ноги другим предприятиям своей отрасли. Кроме того, они помогали станками, инструментом, оборудованием, различными материалами восстанавливать народное хозяйство в освобожденных от фашистов районах страны.

   В послевоенные годы подшипниковые заводы перевооружились. В апреле 1946 года безымянский филиал 4ГПЗ получил статус самостоятельного предприятия и получил название 9-й Государственный подшипниковый завод им. В.В.Куйбышева. Производство на нем было реконструировано под выпуск подшипников с коническими и цилиндрическими роликами, в том числе двух-четырехрядными.

   Промышленность страны требовала увеличения выпуска специальных подшипников для прокатных станов, для роторных экскаваторов, большегрузных подъемных кранов. В 1950 году в цехе спецподшипников был собран первый подшипник диаметром 500 миллиметров. А в 1970 году по прямым связям с заказчиками завод начал производство крупногабаритных подшипников размером до 5000 мм и массой до 6000 кг. Предприятие стало основным поставщиком сверхкрупногабаритных подшипников как в России, так и на внешнем рынке. Самарские подшипники отправлялись во многие развитые страны мира, в такие как Англия, Германия, Швеция, Финляндия. На заводе была внедрена система обеспечения качества на базе международного стандарта 10-9002. Получен международный сертификат качества. В декабре 1988 года ОАО «Самарский подшипниковый завод», бывшему 9ГПЗ, был вручен диплом Всероссийского конкурса и приз «Лучшему предприятию России 1988 года». В 1990 году ОАО «СПЗ» возглавил талантливый управленец Игорь Александрович Швидак.

   В настоящее время бывший 4ГПЗ переезжает на площадки бывшего 9ГПЗ и завода координатно-расточных станков. Здесь будет новое производство ООО «СПЗ-4». Подшипниковая промышленность Самары открывает новую страницу своей истории. Пожелаем ей успехов в работе на новом месте!

                                                                              Интернет-газета «Самара сегодня»

                                                                                     (http://news.samaratoday.ru/ )

*