Новорожденные ветераны. Новая группа Деймона Албарна выступила в старом боксерском зале на востоке Лондона. Деймон Албарн достаточно долго не ездил в турне, его появления на единичных выступлениях Gorillaz были обставлены таким образом, чтобы подчеркнуть, что он – рядовой музыкант, по большей части скромный пианист за спинами многочисленных персонажей.

На концерте The Good The Bad & The Queen гитарист Пол Симонон буквально расстреливал зал из своей бас-гитары

Фото: EMI

За ходом мысли продюсера и лидера Blur и Gorillaz следил БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.

«Мы пытаемся создать поп-искусство следующего поколения. Это произведения, в которых обобщены таланты многих музыкантов, художников, актеров, но нет стержневого «селебрити»». Так говорил Деймон Албарн в интервью Ъ в 2005 году, когда только что вышел в свет альбом виртуального проекта Gorillaz «Demon Days». Как выяснилось два года спустя, в этот же период бывший лидер брит-поп-группы Blur и человек, придумавший Gorillaz, писал песни, далекие от шлягеров для анимированных поп-музыкантов. Раздавая интервью от имени японской девочки Нудл, господин Албарн в то же самое время придумывал группу, где ему была отведена роль самого что ни на есть фронтмена.

Она получила имя The Good The Bad & The Queen. Союзники Деймона Албарна в этом проекте – бас-гитарист группы The Clash Пол Симонон, классик афробита, 66-летний барабанщик Тони Аллен и гитарист группы The Verve Саймон Тонг. В конце января в продаже появился их дебютный альбом «The Good The Bad & The Queen». В начале февраля группа представила диск в лондонском York Hall. Это старый боксерский зал, который не так уж часто используется для концертов. Помещение не назовешь шикарным. От центра города далековато. Обычный паркет с разметкой для установки ринга. Не слишком фешенебельные сидячие места. Скромная сцена, умеренный концертный свет.

Визуальные образы, сопровождающие песни с альбома «The Good The Bad & The Queen», были решены в стилистике диккенсовского Лондона. Графику для обложки и вкладки к пластинке делал тот же человек, который рисовал персонажей Gorillaz,– Джейми Хьюлетт. Для группы The Good The Bad & The Queen он создал принципиально иную среду. Это словно гравюры XIX века, иллюстрации к старинным путеводителям по Лондону, винтажные шрифты, никакого хай-тека и буйства красок. Одна из таких гравюр стала основой для задника, перед которым выстроились инструменты музыкантов.

Оригинального материала у The Good The Bad & The Queen пока набралось всего на час звучания, а хиты Blur или The Clash смотрелись бы в этом контексте странно. Требовался разогрев. Его роль выполнили актеры, изображавшие персонажей старых английских балаганов. Бородатой женщины не было, зато была гуттаперчевая женщина в трико, умеющая складываться в четыре раза, комик-конферансье, изображающий чревовещателя с дурацкой куклой, иллюзионист-факир Великий Блондини, который жег себя зажигалкой и провозглашал: «Это волшебство!», а публика отвечала ему: «Это дерьмо!» Ассистентка другого клоуна вытаскивала у него из задницы по очереди гирлянду флажков, букет цветов, птичку и, наконец, британский флаг (стоит отметить, что последний трюк публика встретила гробовым молчанием). Были и ярмарочные музыканты, среди которых стоит отметить господина, виртуозно игравшего на варгане, и группу Indigo Moss, которую издает на собственном лейбле Саймон Тонг. Indigo Moss играли винтажный фолк с мандолиной, изредка напоминая Боба Дилана, но чаще – уличных музыкантов эпохи первых граммофонов.

Имидж The Good The Bad & The Queen также полностью соответствовал концепции. Все музыканты, включая женский струнный квартет, были в шляпах, а сам Деймон Албарн, певший то у центрального микрофона, то сидя за пианино, был в цилиндре и напоминал кэрролловского Шляпника с иллюстраций Джона Тенниела. The Good The Bad & The Queen сыграли весь дебютный альбом, расставив песни в полном соответствии с их расположением на пластинке.

Деймон Албарн достаточно долго не ездил в турне, его появления на единичных выступлениях Gorillaz были обставлены таким образом, чтобы подчеркнуть, что он – рядовой музыкант, по большей части скромный пианист за спинами многочисленных персонажей. Несмотря на заявления о желании разрушить институт рок-звезд, видно было, насколько сильно господин Албарн соскучился по сцене, какое наслаждение он получает, прыгая перед счастливой публикой. Альбом «The Good The Bad & The Queen» записан преимущественно в меланхоличных, депрессивных тонах, это грустные размышления Деймона Албарна отнюдь не о событиях в выдуманном мире Gorillaz, а о реалиях сегодняшнего мира, будь то заплывший в Темзу кит, забастовки шахтеров или война в Персидском заливе. Концертные версии песен, как и следовало ожидать, оказались значительно более экспрессивными. Если при записи диска группа выдавала знакомый «клэшевский» напор в гомеопатических дозах, то живьем песни просто бурлили энергией, а недавно выпущенная на сингле «Kingdom Of Doom» предстала полновесным рок-боевиком в лучших традициях Kinks.

Подробнее: ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 17 (№ 3593) от 06.02.2007, ВТ

***