Настоящий сыщик, — считает ветеран, — это прирожденный интеллектуал, умеющий сработать и за следователя, и за эксперта, предвидеть действия начальника милиции, прокурора, судьи. Но никто из названых не сможет заменить сыщика.

69-летнего Александра Яковлевича Урюпина не понаслышке знает не одно поколение самарских милиционеров. В 90-ые годы едва ли не сто процентов начальников райотделов в Самаре были его ученики. А начинал он простым опером на Безымянке. Сюда приехал из села Благодаровка Борского района, где вырос в многодетной — семеро детей — сельской семье. Дядя работал на заводе аэродромного оборудования и устроил мальчишку учеником револьверщика. Брат учился в Елабужской   школе милиции и много рассказывал о будущей профессии. По его стопам пошел и Александр и ни разу, как говорит, не пожалел. Буквально с первых же дней учёбы почувствовал – это моё!

       А ведь, было дело, отсидел даже 12 суток. Перед армией решили помочь родителям – в лесопосадках пропололи руками траву – пойдёт на корм скотине. На совесть потрудились. «Пусть до завтра просушится» – решили братья, тем более , что готовились на охоту на диких уток.   Вдруг видят – бежит мать, как всполошенная – ваше сено забирают. И действительно, человек шесть уже во всю кидают их сено в машину.

    Подошли, вежливо поинтересовались: «Помощь не нужна?». Главный агроном, что был среди тех, смекнул сразу: «Нет, я Сашку знаю, связываться не буду». Остальные тоже уехали. Когда братья вернулись с охоты под вечер, в селе их уже ждали аж пятеро милиционеров, привезли в райцентр. Тогда всё решал единолично судья. «Светило» суток семь, но Сашка упёрся — вы не правы! За строптивость и получил больше всех. Дедок, что сторожил его в каталажке, сказал: «Ты, сынок, видать грамотный. Вот вернёшься из армии, приходи в милицию — всё по совести делать будешь». Запали в душу те слова. Зато, пока сидел, председатель два воза сена родителям вернул.

      Силу воли вырабатывал тоже не просто так — дрались на улице серьёзно. Взрослые следили, чтобы без железа — по правильному дрались, один на один, самое трудное это когда дрались «на одну руку»- руку завязывали за спину. Ох, как потом эта выучка пригодилась!

       С 1960-го   по 1973-ий в Кировском РОВД прошёл, что называется, «от и до» – от оперуполномоченного до начальника криминального отдела милиции района. Один из главных действующих лиц по поимке маньяка Серебрякова, на совести которого было 14 жертв. Директор завода давал рабочих на засаду — тысяч пять.

      — Район был с населением тысяч 400 человек, — вспоминает ветеран,- Безымянка, нынешний Промышленный и часть Советского. Интенсивно застраивался – при мне возвели 6,8, 10, 11, 12, 14-ый микрорайоны. Много так называемых «химиков» — условно осужденных и досрочно освобожденных, общежития…Народ сборный, без традиций и собственно уклада. Обстановка криминогенная наисложнейшая. А нас, в уголовном розыске, на такую армаду всего 17 человек! Жена тогда говорила: то ли я вдова, то ли брошена? А сейчас встречаюсь с нынешними оперативниками, матерюсь иногда: как же можно в 6 вечера с работы уходить? Мы спали в кабинетах. Я вот недавно подсчитывал, что за время службы только на убийства выезжал до тысячи раз, а еще изнасилования, кражи, грабежи…

    У него в памяти масса историй, когда именно оперативное чутье помогало найти единственно верный выход из критической ситуации. Когда задерживал вооруженного бандита, взявшего в заложницы родственницу, просчитал по разговорам, что парень слаб… Погнали трактор с поднятым ножом, как щитом, на сарай, где он засел, тот и сдался, выбежал, испугавшись.

          В другой раз искали в лесах бабушку с внуками. Нашли на третьи сутки в состоянии полной прострации, искусанных комарами и мошкой. Причем заплутавшие видели вертолет и близко проходившие группы спасателей, но прятались, потому, как старушка запугала внуков, что их накажут всех, потому как переполошили людей. А сами выбраться уже не смогли бы. Тогда Урюпин принял решение обратиться к населению за помощью — вышли на поиски пять тысяч человек.

         — Когда познаешь людей, и они тебе поверят — помогут раскрыть преступление, — убежден Урюпин,- успех приходит к тем, кто постоянно учится. Сам подставляй плечо товарищу и не теряй локтя друга. Лицемерие, двурушничество никогда не поощрялось в милицейской среде.

    По-глупому людей не терять – тоже одна из главных заповедей ветерана. Его первой наградой был орден Знак Почета — за то, что вывел в передовые Железнодорожный РОВД города – тогда самый проблемный. Сюда его бросили после Кировского. А потом был Афганистан, направляли туда Александра Яковлевича три раза, в общей сложности провел там три года.

    …Тот жаркий июньский день 1984 года часто снится, много чего с той поры случилось, а вот снится этот день снова и снова… Получив информацию о банде в 70 человек в кишлаке Шиваки под Кабулом, решили не откладывать и уничтожить ее сходу. И оказались в западне — подбиты идущий первым БТР и замыкающая БМП. Колонна из трехсот бойцов, в том числе десант, заняли круговую оборону. Хорошо, за «кольцом» находился боевой товарищ Урюпина, начальник угро Белоруссии (ныне помощник Лукашенко) — он в конце-концов и помог выбраться, прикрыл огнем.

         «Духи» стремились зажать покрепче и добить, как стемнеет. Это и пришлось объяснять 18-летним солдатам. Выход один — прорваться. Парни поняли. Но поднять их в атаку должен был командир и Урюпин сделал этот самый трудный шаг. Встал и побежал с автоматом. Солдаты за ним. Раненому и оглушенному Урюпину пришлось ползти километр 200 метров — потом специально промерил, потому что они казались вечностью. Вот эти километры и снятся, в памяти, кажется, каждый бугорок, каждая впадина. Это только со стороны может показаться, что ползти легко.

    — Не верьте, что кто-то не боится смерти, — говорил Урюпин на встрече с пацанами из милицейского лицея в Самаре, — это просто умение себя держать. И после обязательно нужна разгрузка. Мы там для этой цели баньку выстроили…

          Под Щиваками полегло 17 ребят, а бандиты недосчитались нескольких сотен. Всего их было больше 700 ,так что ловушка была настоящая. Такие операции «духам» помогали разрабатывать многочисленные консультанты из Франции, Китая, арабских стран.

       За умелые действия Урюпин получил орден Красной Звезды — свой первый боевой орден. В 1980-ом страна направила туда начальников уголовного розыска многих областей. Они стали ядром афганского царандоя (милиции) — помогали в становлении судебной власти, исправительных учреждений и самого царандоя. Служил под руководством известных генералов Шаталина и Громова. Командирами спецназов рядом с Урюпиным были будущие министры МВД Ерин и Баранников.

      А в 1983-ем МВД вновь командировало его в Кабул — старшим советником зоны «Центр». После контузии в МВД предложили занять должность заместителя начальника УВД Кировской области, где отработал четыре года. В 1990-ом родное министерство еще раз направило в Кабул опытного «афганца» советником первого заместителя министра внутренних дел. И мысли не допускал, что можно отказаться, считал трусами тех, кто отказывался. Немало милицейских чинов в те годы простились с карьерой и должностями из-за нежелания выполнять интернациональный долг. Встречались такие и среди подчиненных в Афганистане. Начинали мучиться «куриной слепотой» и т.п. Уверен, что среди числящихся в без вести пропавших, есть перешедшие на сторону неприятеля, принявшие его веру.

       Задача стояла — переучивать местных жителей работе в мирных условиях, создать патрульно-постовые службы, оперативные, следственные подразделения. Сделали все возможное за два года. Александр Яковлевич думает, что если бы режим Наджибуллы не стал делить власть с так называемой оппозицией, что вызвало войну кланов, страна могла бы жить в мире.   В обязанности входила как милицейская работа, так и оперативная разведка, контрразведка. 54 опытных разведчика работали с населением – информации было море.

      Однажды стал, было персоной «нон грата»- как-то «послал» начальника милиции Кабула, а тот оказался родственником министра. Довод посланного был убийственный — (как тут не вспомнить Задорнова): «Он сказал, что имел сексуальный контакт с моей мамой, чего быть не могло».

         Выполняли интернациональный долг не обязательно огнем и мечом. В одном кишлаке приняли участие в национальном празднике «козлодрании», рискнули, приехали. Поговорили по душам — сдайте оружие добровольно, откажитесь от укрывания бандитов и будем держать нейтралитет. Такой альянс особенно был важен, поскольку российское подразделение находилось на переднем крае, на 180 км впереди основных сил. И аксакалы пошли навстречу — собрали немало оружия, аул выпроводил всех бандитов, на кого указали русские офицеры. Ни один дом не был разрушен в том кишлаке, а аксакалы отговаривали наведывающихся бандитов от нападения на русских — тут, объясняли, стоят порядочные люди.

   …Вернулся на должность начальника Самарского угро, с которой и ушел на пенсию.

            — Настоящий сыщик, — считает ветеран, — это прирожденный интеллектуал, умеющий сработать и за следователя, и за эксперта, предвидеть действия начальника милиции, прокурора, судьи. Но никто из названых не сможет заменить сыщика.

       Потому Урюпин востребован и сейчас: консультирует многие службы безопасности. Заседает в городском совете ветеранов Афганистана, Союзе офицеров запаса, областном комитете ветеранов войн и воинских служб, в совете ветеранов ГУВД, выступает в милицейском лицее и юридических вузах.

    Он состоялся везде, в том числе и в семье. С Александрой Егоровной вместе уже 40 лет. Родители были соседями и давно знали друг друга. Когда демобилизовался, приехал домой, заметил, что соседка подросла — приглянулась. «Пойдёшь за меня? – Пойду!». А потом на многие годы – пара писем в квартал.

Но не зря же называют они своих жён «боевыми подругами». Александра Егоровна прилетала к нему и в Кабул.

Парадный мундир ветерана украшают десятки российских и афганских орденов и медалей.   

    Людмила БОРОДИНА,

специально для изданий Медиа Группы «Ваш выбор» ©

На снимкахАлександр Урюпин, фото из личного архива: на очередных проводах в Афганистан, в Кабуле – второй ряд слева второй, в Царандое – крайний слева

*