Российские чиновники, похоже, не намерены идти на поводу у своих немногочисленных коллег, которые хотят заставить их работать в условиях максимально возможной открытости для общества.

В распоряжении «Времени новостей» оказался текст законопроекта «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», внесенного на днях правительством в Госдуму после длительных согласований. Отдельные положения законопроекта, который кроме всего прочего рассматривается в качестве одной из действенных мер по борьбе с коррупцией, вызывают большие сомнения в том, что он выполнит свои задачи.

В министерствах и ведомствах, где документ уже после одобрения правительством в июне 2005 года «досогласовывался» полтора (!) года, постарались на славу. Использовав по максимуму отсылочные нормы, чиновники оставили за собой право решать, о каких аспектах своей деятельности сограждане могут знать, а какие так и останутся тайной за семью печатями (причем речь идет отнюдь не о государственной или служебной тайне).

Формально шаг вперед к информационной открытости власти сделан. Ведь даже сама попытка вывести труд отечественного госаппарата из теневого сектора в российских условиях почти подвиг. Сроки прохождения 40-страничного законопроекта через правительство (он был разработан Министерством экономического развития и торговли еще в 2003 году) свидетельствуют именно об этом.

В ходе подготовки документа его разработчики делали акцент на то, что впервые на законодательном уровне устанавливается единый порядок предоставления госорганами и местной властью информации о своей деятельности, вводится принцип презумпции открытости сведений о деятельности органов власти, за исключением информации, относящейся с государственной или служебной тайне. Однако, судя по тексту законопроекта, порядок получается, мягко говоря, не совсем единым.

Статья 9 законопроекта «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержит перечень сведений, которые органы власти могут размещать в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете. Перечень предполагает публикацию важной и полезной информации — от телефонов и адресов госорганов до статистических данных, проектов нормативных актов, данных о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд и т.д.

Однако закавыка в том, что закон вовсе не обязывает публиковать всю эту информацию. Обязательной такая публикация станет лишь после разработки иных перечней. Эти перечни утверждают президент (по госорганам, руководство которыми он осуществляет, то есть по силовым структурам) и премьер-министр. Совет Федерации и Госдума должны одобрить собственные перечни. Порядок утверждения перечней по госорганам субъектов федерации предстоит разработать в самих субъектах, а по органам местного самоуправления — самим муниципалитетам.

Иными словами, вполне может сложиться ситуация, при которой, скажем, МЭРТ, как сторонник закона, подаст на подпись главе правительства максимально полный перечень информации о своей деятельности для размещения в Интернете, а какое-то другое ведомство — лишь свои адрес и контактный телефон, на который ни за что не дозвонишься. Госдума решит информировать об одном, а Совет Федерации — совсем о другом. То же касается и муниципалитетов. Одним словом, единый порядок никак не вырисовывается.

Вызывает вопросы и норма по срокам размещения в Интернете информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления. По законопроекту такая информация должна размещаться в сроки, «обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав, свобод и законных интересов». Согласитесь, мало к чему обязывающая формулировка. По такой логике можно разместить через день, а можно и через год.

Законопроект предполагает также создание эффективного механизма информирования организаций и граждан о работе госорганов путем ответов на их запросы. Причем за ненадлежащее исполнение этих обязанностей чиновникам грозит штраф в размере до 3 тыс. руб. (штрафы предполагается ввести поправками в Кодекс об административных правонарушениях). Письменный запрос подлежит обязательной регистрации в течение трех дней, ответ на него должен быть дан не позднее чем через месяц со дня регистрации. Если собрать необходимую информацию по объективным причинам не удалось, то срок ответа на запрос увеличивается еще на 15 дней. Отказ в предоставлении информации должен быть четко обоснован.

Подробнее: «Время новостей«

***