Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в недалеком прошлом практически пустовала. Освоение ее началось в апреле 1884 года, когда губернская земская управа приобрела у государства за 19 тысяч рублей участок земли в местечке под названием Томашев Колок под строительство больницы для душевнобольных.

Архитектор В.В. Штром спроектировал здание лечебницы, и в ноябре 1888 года она приняла первых пациентов.

20 октября 1908 года земская управа зарегистрировала Устав общества по строительству недалеко от Самары нового поселения. Заместитель начальника управления Самаро-Златоустовской железной дороги Евгений Андреевич Зубчанинов еще в сентябре провел запись желающих принять участие в строительстве поселка. Таких набралось 670 человек. Среди них были дворяне, чиновники, служащие железной дороги, военные, священнослужители. Но преобладали мещане и крестьяне: почти половина населения будущего поселка.

Устав, предложенный Е.А.Зубчаниновым, запрещал возведение в поселке гостиниц, фабрик, игорных и публичных домов, винных магазинов, пивных, занятие ростовщичеством. Отступление от правил каралось: нарушителю возвращали паевой взнос и исключали его из общества.

Летом 1909 года общество купило у Крестьянского поземельного банка участок земли в 14 верстах от Самары, стоимость которого составила 53883 рубля. Его разделили примерно на 850 участков по 600 – 650 саженей каждый. В мае 1910 года землю освятили и построили вскоре первые 50 домов. Через год их стало более 250. Центральную улицу поселка новоселы назвали именем Льва Толстого (ныне Транзитная). Многие из них работали в городе, поэтому утром и вечером в поселке останавливались поезда. В перспективе планировалось связать поселок с городом трамвайной линией. Но грянул год 1917, потом началась гражданская война. В 1918 года за отказ расчистить пути для чешских эшелонов Е.А. Зубчанинов был арестован, увезен в Сибирь. В 1930 году он вернулся в Самару и подвергся репрессиям. В 1935 году его не стало.

В 1931 году близ железнодорожной станции Безымянка начал строиться Самарский железнодорожно-ремонтный завод (САЖЕРЕЗ). В 1932 году он начал выпуск запасных частей для локомотивов и вагонов. В 1935 году он был реконструирован и переименован в завод НКПС имени Куйбышева. В годы войны здесь начался выпуск роликовых подшипников и предприятие получило название 9-й ГПЗ.

В 1940 году рядом с Зубчаниновкой началось строительство крупного авиационного комплекса: самолетостроительных заводов №№ 122 и 295, моторостроительного завода № 337 и завода № 305 по производству нормалей. В годы войны на этих площадках разместятся Московский авиационный завод № 1, Воронежский авиационный завод № 18 и Московский моторостроительный завод № 24. Вместе с заводом № 35, выпускающим пропеллерные винты, предприятием Оргавиапрома, специализирующемся на выпуске авиационной пневматики, Безымянской ТЭЦ мощностью 50 тысяч киловатт они станут основой крупного промышленного узла, который войдет в историю Самары как Безымянка.

*