Законопроект, ужесточающий правила проведения митингов и пикетов, может вызвать массовые протесты, судебные иски и «акты неповиновения». Именно так на инициативу думских парламентариев пообещала отреагировать петербургская оппозиция. Если существующие правила уже называют антиконституционными, о будущих уже говорят как о средстве для фальсификации итогов выборов.

Сам законопроект, изменяющий действующий нормативный акт «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», по информации федеральных СМИ, прописывает правила, позволяющие властям отменять любые массовые акции, даже предварительно разрешенные в целях предотвращения «противоправных действий» при наличии «достаточных и предварительно подтвержденных сведений» о подготовке оных в ходе мероприятия. Документ наделяет органы власти правом запрещать любые публичные массовые мероприятия в период, который начинается за две недели до выборов и заканчивается через две недели после дня голосования. Кроме этого планируется расширить список лиц и организаций, которые не вправе выступать организаторами публичных мероприятий. Ими не смогут стать лица, осужденные за преступление экстремистской направленности либо подвергнутые административному наказанию за «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики». Запретят организовывать массовые акции также лицам, партиям, общественным или религиозным организациям, которым прокуратура вынесла предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Причем этот запрет будет действовать в течение полугода со дня вынесения предупреждения.

В Петербурге законопроект уже восприняли «в штыки». По словам одного из руководителей Движения гражданских инициатив Владимира Соловейчика, документ призван урезать конституционные права граждан, «накинуть в преддверии выборов намордник на оппозицию» и не допустить массовых акций социального протеста. И тут же пообещал проводить массовые кампании против его принятия. Если это не даст никакого результата, то после принятия документа оппозиция намерена оспаривать его в судебном порядке, в том числе и в Конституционном суде (КС). «Принятие такого закона не заставит нас отказаться от массовых публичных акций, даже если условия их проведения усложняться», — заявил Владимир Соловейчик.

Вписаться в судебные разборки намерены и другие активные участники уличных мероприятий – представители партии «Яблоко». Лидер регионального отделения Максим Резник, комментируя инициативу думских парламентариев, отметил, что законопроект дает власти возможность отнять у людей право высказываться о том, как проходят или прошли выборы различных уровней. «Власть, по всей видимости, готовится к фальсификации будущих выборов. Это четкая понятная линия. Если он будет принят, мы будем его обжаловать в КС, не дожидаясь его переезда. А если потребуется – то и в европейских структурах», — заявил Резник. Он подчеркнул, что его сторонники намерены соблюдать действующее законодательство, но если «мы поймем, что на выборах власть пытается изменить волеизъявление граждан, то этот закон нас не остановит в стремлении защитить голос каждого избирателя».

Представители другой группы любителей митингов и протестов, представители «Гринписа» считают, что все нормы нового документа за исключением положений о запрете использования нацистской символики – дальнейшее ужесточение и так антиконституционного закона. По словам лидера организации Дмитрия Артамонова, внося подобные изменения, власть делает все, для того, чтобы заставить людей организовывать явно незаконные мероприятия с непредсказуемыми последствиями. «Это – большая глупость, которая приведет не к уменьшению пикетов, а к их ожесточению. Никакого смысла в этом нет». Он напомнил, что сейчас идут судебные разбирательства по нормам действующего закона. Иск в суд был подан после того, как весной прошлого года организации отказали проводить митинг из 15-ти человек около здания Мариинского дворца по теме, непосредственно касающейся повестки дня заседания городского парламента. Смольный предложил организации провести акцию на Пионерской площади около памятника Грибоедову, аргументировав это тем, что для организации мероприятия на Исаакиевской площади придется перекрывать движение транспорта. «Причем тут Грибоедов, мы так и не поняли. Так пропадал весь смысл мероприятия. Так же, как и проведение митинга по вопросу саммита G8 через три дня после отъезда его участников», — говорит Артамонов.

19/01/2007 14:18

Александра Медведева,

Фонтанка.ру

***