В Москву с концертом приехал один из «изобретателей» рок-н-ролла, 80-летний американец Чак Берри. Три года назад его привозил в Москву Александр Розенбаум, признавшийся, что попросту осуществил мечту своей молодости. Однако тогда концерты ждал полный провал: Кремлевский дворец удалось заполнить лишь на треть. Чак взял реванш клубным концертом, который прошел в эту среду.

На планете выросло не одно поколение, уверенное, что до Чака Берри не было никого. Элвис Пресли, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис – эти признанные легенды рок-н-ролла появились позднее. И то, что Чак Берри до сих пор гастролирует, гораздо более поразительно, чем концерты тех же Rolling Stones. Кстати, англичане в начале своей карьеры, в середине шестидесятых, во многом добились успеха благодаря исполнению песен темнокожего американца. Но Берри всего всегда добивался сам. Начинал заниматься музыкой, работая плотником, пережил пик славы, потом о нем стали забывать, высокие гонорары за выступления в клубах сменились символическими суммами. Но одно Чак Берри уяснил – нельзя опускать руки, а нужно всего лишь продолжать играть рок-н-ролл и умело вести переговоры со звукозаписывающими компаниями. В прошлом году Чак Берри отметил 80-летний юбилей – возраст, в котором и прогулки совершать трудно, не говоря уже о том, чтобы летать через океаны и давать концерты в разных точках Земли.

Как выяснилось, на вид музыканту можно дать от силы шестьдесят лет, на гитаре играет бодро, порой чуть сбивается, но зато поет отлично. Московский концерт собрал практически полный зал в одном из клубов – люди в очереди за билетами стояли по два часа. Публика пришла самая разная: от подростков и любителей панк-рока до седых респектабельных граждан. Чака Берри пришлось подождать, концерт начался ближе к полуночи, то есть с опозданием в несколько часов. Но мистер Берри вышел на сцену, и начался рок-н-ролл, не меняющийся уже пятьдесят лет. Кто-то выбрасывал ноги в танце у барной стойки, другие толкались у сцены, третьи решились на стэйдж-дайвинг (одно из любимых фанатских развлечений – быстро забираться на сцену и, пока охранники бегут «вязать» хулигана, он прыгает со сцены в толпу). На втором этаже, на сидячих местах с маленькими столиками, напоминающими парты, попивала напитки более возрастная публика и любители VIP-комфорта.

Кумир десятилетий, одетый в блестящую красную рубашку, в капитанской фуражке, отыграл свою классическую программу, включая такие хиты, как Johnny B Good и You Can Never Tell. Блюзовые композиции Берри исполнял вместе со специально приглашенной певицей. В середине концерта музыкант обратился к танцующему партеру, пригласив желающих взойти на сцену «легально», и через мгновение оказался посреди танцующих девушек. Даже группе, аккомпанирующей Чаку, пришлось потесниться.

Атмосфера концерта была очень доброй, и это, наверное, ключевое слово в определении того, как проходило выступление. Однажды улыбающийся Берри уселся с гитарой на стул и сразу стал похож на старого черного блюзмена из 40-х годов, чем-то даже на Мади Уотерса. Звук был архаичным, как будто из 50-х, но от этого Чак Берри только выигрывал.

И все же возраст берет свое. Чак Берри почти не делал перерывов между песнями и, завершив программу, уже не вышел на бис. Со сцены передали слова Берри – он извинялся, что не может больше играть, так как сильно устал из-за тяжелого перелета. Но благодаря замечательной публике у него будет счастливая ночь в Москве.

АНДРЕЙ ШЕРЫХАНОВ

Новые Известия

***